Канальная прокладка труб это

В зависимости от способа прокладки трубопроводные системы делятся на надземные (воздушные) и подземные. В свою очередь, подземная прокладка трубопроводов может выполняться непосредственно в грунте (бесканальная прокладка — наиболее распространенный способ монтажа труб ППУ), в каналах (канальная прокладка), а также в туннелях, коллекторах совместно с другими коммуникациями, например, различными кабелями (коллекторная прокладка).

Сегодня мы поговорим о канальном способе прокладки тепловых сетей. Каналы представляют собой строительные конструкции, призванные оградить трубопроводы и теплоизоляцию от контакта с грунтом, а также с атмосферными осадками.

Каналы бывают проходными, т.е. обеспечивающими возможность доступа обслуживающего персонала к трубопроводу на всем его протяжении, полупроходными, когда доступ возможен только к отдельным участкам трубопровода, либо при отключении трубопровода, и непроходными. В последнем случае доступ к трубопроводу возможен лишь при снятии дорожного полотна, под которым пролегает трубопровод, вскрытии и разборке канала.

Канальная конструкция имеет ряд преимуществ. Так, канал позволяет полностью разгрузить трубопровод от статических (массы грунта) и динамических (например, от проезжающего автотранспорта) нагрузок. Это позволяет увеличить ресурс трубопровода, снизить вероятность механических повреждений, а также упростить расчеты. К тому же, канальная прокладка позволяет обеспечить свободные движения трубопровода, обусловленные изменением температуры теплоносителя и/или окружающего воздуха. Следует отметить, что перемещение частей трубопровода возможно и в продольном, и в поперечном направлениях. Это дает возможность заметно уменьшить или вообще отказаться от использования компенсирующих устройств (компенсаторов), что упрощает и удешевляет конструкцию трубопровода.

Канальная прокладка универсальна, поскольку практически не зависит от гидрологических, геологических, климатических условий, состава и свойств грунтов и др. Трубопровод при этом полностью защищен стенами канала от негативного влияния факторов внешней среды.

Трасса канала трубопровода (в отличие, например, от бесканальной прокладки), может быть проложена без серьезных затруднений, поскольку не имеет ограничений по использованию в проезжей/непроезжей территории, совместности с другими коммуникациями, близости к зданиям (сооружениям), рельефу местности, застройке и перспективным изменениям, а также других факторов, которые приходится учитывать, применяя отличный от канального способ прокладки.

Канальная прокладка позволяет применять в качестве теплоизоляции не пенополиуретан (ППУ), а более дешевые материалы с худшими эксплуатационными характеристиками: минеральная вата, стекловолокно и др. Но, в данном случае, возникает другой вопрос: а стоит ли экономить на трубопроводной системе, которая будет активно эксплуатироваться в течении долгого времени? На этот вопрос должна ответить себе эксплуатирующая организация, и ответ зависит от ее потребностей, планов и бюджета.

Среди недостатков канальной прокладки следует отметить, прежде всего, ее высокую стоимость. Кроме того, использование непроходных (а в ряде случаев — и полупроходных каналов) не позволяет эффективно обнаруживать возникающие повреждения теплоизоляции, самих труб, а также оперативно их устранять. Таким образом, аварии трубопроводов, проложенных канальным способом, как правило, имеют более серьезные последствия, а их устранение требует больших финансовых и трудовых ресурсов. Это стоит иметь в виду при выборе канального способа прокладки трубопроводных систем.

Строительная компания ООО «Artpaint». Строительство инженерных сетей и коммуникаций

Особенности канальной и бесканальной прокладки теплотрасс

Системы теплоснабжения устаревают, требуют ремонта или полной замены. Также интенсивный тип строительства новых объектов требует подключения их к системам инженерных коммуникаций. Сейчас особое внимание уделяется энергосберегающим технологиям, повышающим эффективность эксплуатации тепловых линий.

При проектировании и прокладке тепловых сетей важен ряд факторов, определяющих возможность и рентабельность применения современных инженерных строительных и теплотехнических технологий. Различают экономические и технические факторы.

наличие требуемой для ремонта материальной и технической базы;
профессиональная квалификация персонала;
применимость способов прокладки и простота их использования;
унификация действующих систем с интеграцией в них современных технологий.
Экономические факторы:

величина инвестиций в материалы и строительные работы;
интеграция современных энергоэффективных технологий с целью понижения затрат на эксплуатацию системы;
доступность производственной базы материалов в регионе монтажа трубопровода.
Типы прокладки

При подземном размещении труб различают канальный способ прокладки и бесканальный.

При канальной прокладке трубы помещаются в специальный футляр, собранный из готовых железобетонных лотков, накрытых сверху бетонными плитами. Внутри лотков трубы дополнительно теплоизолируются навесным способом. Используются прошивные теплоизоляционные материалы или базальтовое волокно. При канальном варианте прокладки металл не зажат толщей грунта, трубы спокойно могут перемещаться в следствие температурной деформации.

Железобетонный канал для трубопровода — это еще и:

дополнительная механическая защита магистральной линии;
повышенная безопасность для граждан в случае аварийного прорыва труб;
удобные условия для выполнения ремонтных работ.
Недостатки также присутствуют:

значительный объем ремонтных работ;
необходимость транспортировки помимо труб еще и бетонных лотков;
Необходимость наличия подъемной техники.
Разновидностью канальной прокладки можно назвать прокладку трубопроводов в футлярах (гильзах). Такая технология актуальна для локального ремонта или модернизации системы.

Бесканальная прокладка теплосетей интенсивно популяризовалась в России в 90-е годы ХХ столетия — появились предизолированные (в заводских условиях) стальные трубы.

Они не требуют дополнительной защиты для себя, а технология прокладки характеризуется:

уменьшенными объемами земляных работ при изначальном монтаже или ремонте;
допустимостью прокладки трубопроводов в условиях высоких грунтовых вод без необходимости обустройства дренажных систем;
использованием системы дистанционного контроля состояния сварных стыков труб.
В качестве теплоизоляторов для предизолированных труб используются материалы:

ППУ — пенополиуретан;
ППМ — пенополимерный минеральный состав;
АПБ — армопенобетон;
ППБ — пенополимербетон;
пенополиэтилен.
Комплексная рационализация

Грамотный подбор материалов и обоснованный выбор технологий прокладки теплотрасс должны преследовать комплексную цель — рациональное, эффективное и безопасное теплоснабжение объектов.

Читайте так же: Труба гофрированная пвх 16мм с протяжкой тяжелая рувинил

Энергоэффективные технологии стремительно снижают свою «монтажную» стоимость и обеспечивают постоянную и существенную экономию средств в период эксплуатации системы.

Это понимают частные застройщики, успешно интегрирующие инновационные технологии в свои проекты, но не всегда используют муниципальные службы ЖКХ, ограниченные ценовыми и бюджетными рамками.

Мир инженера

информация для инженеров и проектировщиков

Выбор способа прокладки тепловых сетей

Приветствую Вас, дорогие и уважаемые читатели сайта “world-engineer.ru”. В этой нашей лекции поговорим о видах прокладок тепловых сетей. Водяные и паровые тепловые сети по способу прокладки трубопроводов классифицируются на подземные и надземные.

Подземная прокладка тепловых сетей выполняется:

  1. в каналах непроходного или полупроходного поперечного сечения (полупроходной имеет высоту не 150 см и в нем всегда на опорах прокладываются трубы, а в непроходных каналах можно как на опорах, так в запесоченном канале прокладывать, все индивидуально от ситуации);
  2. в тоннелях или проходных каналах высотой не менее 180 см (всегда на скользящих или подвижных опорах);
  3. в общих внутриквартальных туннелях (коллекторах) совместно с другими сетями (водопроводом, канализацией, силовыми кабелями) (всегда на опорах);
  4. Бесканальная прокладка тепловых сетей (непосредственно в земле);
  5. Можно добавить еще один способ прокладки в стальных футлярах (или как иногда называют прокладку в гильзах) и это как бы разновидность бесканальной прокладки тепловой сети.

Эти все способы можно разнообразить в зависимости от тех или иных условий. Допусти если грунты плохие, то банальную бесканальную прокладку тепловой сети необходимо выполнять в монолитном ж/б основании, а если грунт еще и заболоченный, так вообще необходимо будет забурить сваи в шахматном порядке, сверху положить монолитное ж/б основание, подсыпать песка, а дальше положить трубы, либо бесканально, либо в канале. Видите, какой гибридный способ прокладки тепловой сети появился, иначе и не назвать, как “гибридный способ прокладки”, о таком и не напишут в учебной и какой-то литературе. Так что все индивидуально, и что бы все это представлять надо иметь определенный опыт и крутится в этой области.

Надземная прокладка трубопроводов выполняется:

  1. на отдельно стоящих мачтах;
  2. низких опорах;
  3. на эстакадах.

Выбор способа и конструкции прокладки трубопроводов обуславливается следующими факторами:

— эксплуатационной надежностью трубопроводов;

— технической и стоимостной конструкцией прокладки;

— климатическими условиями региона или населенного пункта.

При размещении трасс тепловых сетей в районах или микрорайонах городской застройки по архитектурным и эстетическим соображениям принимается, как правило, подземная канальная прокладка (в непроходных или полупроходных каналах).

Принципиальная схема канальной прокладки трубопровода водяной тепловой сети

А – прокладка трубопровода в непроходных каналах

Б – прокладка трубопровода в полупроходных каналах

Особенности канального способа прокладки тепловой сети

  1. Каналы являются строительной конструкцией и ограждают трубопровод и тепловую изоляцию от контактного воздействия массы грунта и различного надземного транспорта.
  2. Канальный способ прокладки теплосети является универсальным, т.к. может применяться в любых климатических условиях и в любых геологических условиях.
  3. При достаточной герметичности строительной конструкции каналов и исправно работающем дренаже создаются условия которые препятствуют проникновению грунтовых вод в канал. Этот фактор обеспечивает неувлажняемость тепловой изоляции, предохраняет от коррозии наружную поверхность трубопроводов;
  4. Трасса тепловой сети, прокладываемая в каналах, может быть выбрана без значительных затруднений по проезжей территории населенного пункта.
  5. Канальный способ прокладки обеспечивает свободное температурное перемещение трубопровода, как в продольном, так и в поперечном направлении. Этот фактор улучшает самокомпенсирующую способность тепловой сети, однако, прокладка в непроходных канала, полупроходных и проходных каналах является очень дорогой по капитальным и эксплуатационным затратам.

По эксплуатационным качествам прокладка в непроходных или проходных каналах имеют существенные различия. Непроходные каналы недоступны для осмотра и устранения повреждения без вскрытия дорожного покрытия, снятии грунта и разборки строительной конструкции.

Полупроходные и проходные каналы доступны для осмотра. Этот фактор значительно увеличил надежность и срок службы тепловых сетей. Однако, внутренние размеры полупроходных и проходных каналов превышают габариты непроходных каналов, что значит увеличивается расход материалов и их стоимость. Также полупроходные и проходные каналы должны быть оборудованы естественной или принудительной приточно-вытяжной вентиляцией.

Вентиляция в полупроходных и проходных каналах должна обеспечивать в зимний и летний период температуру в канале не выше 50 0 С. Во время проведения ремонтных работ температуру в канале должна быть не выше 33 0 С.

Особенности бескальной прокладки тепловой сети

Подземная бесканальная прокладка тепловых сетей оправдана в том случае, когда она по тепловой эффективности, надежности и долговечности не уступает подземной канальной прокладки. Все конструкции подземных бесканальных трубопроводов тепловых сетей разделяются на 3 группы:

1 группа – трубопроводы в монолитных оболочках

В этом случае на стальной трубопровод в заводских условиях накладывается оболочка, которая совмещает тепло и гидроизоляционные конструкции. Звенья таких трубопроводов до 12 м доставляются с завода на место прокладки, укладывают в заранее подготовленную траншею, затем проводится стыковая сварка отдельных звеньев и накладка тепловой изоляции на стыковые соединения, после этого траншея засыпается грунтом.

2 группа – трубопроводы в засыпных порошках

В этом случае трубопроводы укладываются на опоры или сплошные бетонные образования и засыпаются сыпучими теплоизоляционными материалами (гидрофобный мел, асфальтоизол). Преимуществом данного метода подземной бесканальной прокладки тепловой сети является простота наложения теплоизоляционного слоя, который в соответствующей упаковке легко транспортируется на большие расстояния.

3 группа – трубопроводы в литых оболочках

В этом случае заложенные в траншею трубопроводы заливаются жидким раствором из пенобетона или перлитобетона. После схватывания раствора трубопровод засыпается грунтом. Для защиты трубопровода и литых оболочек от наружной коррозии они покрываются слоем антикоррозионного мастичного материала. При высоком уровне грунтовых вод и при большой густоте существующих подземных коммуникаций, а также при посадочных грунтах и в районах вечной мерзлоты отдается предпочтение надземной прокладки трубопроводов.

Читайте так же: Регистр из двух стальных труб

В настоящее время, а это 2019 год (и уже последние лет 15) используется 1 группа — бесканальная прокладка тепловых сетей в ППУ изоляции.

Особенности надземной прокладки тепловой сети

Надземная прокладка трубопроводов более экономична по капитальным и эксплуатационным затратам по сравнению с подземным способом приблизительно на 20-30%. Также надземная прокладка более ремонто-пригодна по сравнению с подземным способом. Однако, при надземном способе прокладки тепловая изоляция и сами трубопроводы подвергаются постоянному воздействию окружающей среды (дождь, снег, ветер, перепады температур и т.п.). Этот фактор увеличивает тепловые потери трубопровода и значительно сокращает срок службы.

Надземная прокладка тепловых сетей оправдывает себя во время производства реконструкций существующих тепловых сетей, требующих обеспечения бесперебойного теплоснабжения всех существующих потребителей. В этом случае надземная прокладка выполняет функцию байпаса тепловой сети, на время выполнения реконструкции тепловой сети.

Требования нормативной документации к прокладке тепловых сетей

Это конечно хорошо, что я так все рассказал, но теперь пришло время поговорит о фактических требованиях и справочной и нормативной литературы по тепловым сетям.

1) п.9.13 СП 124.13330.2012 Тепловые сети – очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:

п.9.13. Прокладка тепловых сетей при пересечении железных дорог общей сети, а также рек, оврагов, открытых водостоков должна предусматриваться, как правило, надземной. При этом допускается использовать постоянные автодорожные и железнодорожные мосты.

Бесканальная прокладка тепловых сетей при подземном пересечении железных, автомобильных, магистральных дорог, улиц, проездов общегородского и районного значения, а также улиц и дорог местного значения, трамвайных путей и линий метрополитена не допускается.

При прокладке тепловых сетей под водными преградами следует предусматривать, как правило, устройство дюкеров.

Пересечение тепловыми сетями станционных сооружений метрополитена не допускается.

При подземном пересечении тепловыми сетями линий метрополитена каналы и тоннели следует предусматривать из монолитного железобетона с гидроизоляцией.

Пересечение проездов в пределах квартальной застройки тепловыми сетями из гибких труб следует выполнять в футлярах с хомутовыми центрирующими опорами.

2) п.4.24 СП 41-105-2002 – тоже очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:

4.24 Бесканальную прокладку изолированных теплопроводов рекомендуется проектировать под непроезжей частью улиц и внутри кварталов жилой застройки. Прокладка теплопроводов под проезжей частью автомобильных и магистральных дорог и улиц общегородского значения, как правило, не допускается. Не до пускается также бесканальная прокладка теплопроводов под детскими и игровыми площадками.

3) п.2.2, п.2.4 ВСН 29-95 – тоже очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:

п.2.2. Канальная прокладка должна применяться под проезжей частью городских проездов и площадями города.

При пересечении городских и местных проездов, трамвайных путей теплопроводы с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке должны прокладываться, как правило, в стальных футлярах, в отдельных случаях в каналах или в полупроходных каналах высотой не менее 1,4 м.

п.2.4. Прокладку тепловых сетей под проездами общегородского значения, площадями с усовершенствованными дорожными покрытиями, при пересечении крупных автомагистралей и железных дорог следует предусматривать в проходных каналах, щитовых тоннелях или футлярах.

4) п.5.2.2 СП 315.1325800.2017 – тоже очень четко прописывает требования, которые приведу ниже:

п.5.2.2 Бесканальную прокладку следует проектировать под непроезжей частью улиц и внутри кварталов жилой застройки с пересечениями дорог категории V по СП 34.13330. Бесканальная прокладка тепловых сетей под проезжей частью автомобильных дорог категорий I—IV по СП 34.13330 не допускается. Пересечение дорог категорий I-IV, железных дорог, трамвайных путей и линий метрополитена, в том числе станционных сооружений, следует выполнять в соответствии с требованиями СП 124.13330 Бесканальная прокладка тепловых сетей по территории общеобразовательных, дошкольных образовательных и медицинских организаций, под детскими и игровыми площадками, а также по территории санкционированных свалок, полигонов и могильников отходов не допускается.

Теперь немножечко поясню, для большего понимания материала. В ходе многолетнего проектирования не раз при пересечении железных дорог приходилось делать щитовую проходку или же микротоннелирование, хоть как правило, в нормативной литературе пишут при надземную прокладку тепловых сетей. Щитовая проходка очень дорогая, но Москва диктует моду и для красоты города и его облика, стараются все надземные тепловые сети убирать под землю.

Бесканальную прокладку под дорогами запрещают, но не запрещают прокладку в каналах (непроходных на скользящих опорах, непроходных запесоченных, полупроходных на опорах и проходных на опорах), а также не запрещают в стальных футлярах длиной до 9-10 метров, главное, чтобы сварного стыка не было в футляре при использовании предизолированного трубопровода в ППУ изоляции усиленной бандажами, крайне редко допускают 1 сварной стык при согласовании с эксплуатационном филиалом и службой технического надзора.

Небольшая шпаргалка про прокладки тепловых сетей — пункты из нормативной документации, которые описал выше:

1) п.9.13, п. 12.21 СП 124.13330.2012 Тепловые сети;

2) п.4.24 СП 41-105-2002 Проектирование и строительство тепловых сетей бесканальной прокладки из стальных труб с индустриальной тепловой изоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке;

3) п.2.2, п.2.4 ВСН 29-95 Ведомственные строительные нормы по проектированию и бесканальной прокладке в г. Москве городских двухтрубных тепловых сетей из труб с индустриальной теплоизоляцией из пенополиуретана в полиэтиленовой оболочке;

4) п.5.2.2 СП 315.1325800.2017 Тепловые сети бесканальной прокладки. Правила проектирования.

А так вообще надо полностью изучить всю эту нормативную литературу и все разложится на полочки в памяти.

Надеюсь, теперь стало хоть немножечко понятно, какие способы прокладок тепловых сетей бывают. Хотел сечения на все виды прокладок показать, но решил, что сделаю это позже в зависимости от посещаемости статьи и заинтересованности пользователями комментариями к статье.