Если груз переворачивается из одного положения в другое — кантованием называют именно эту операцию. Обычно необходимость в этом возникает из-за особенностей производственного процесса.
Что такое кантование и для чего его используют
Например, в металлургии предполагается перемещение металла из одних ёмкостей в другие, где осуществляют хранение и дополнительную обработку. С обработкой эта операция связана и в сфере машиностроения. Ремонт, монтаж и демонтаж оборудования — другие сферы, где кантование грузов часто оказывается полезным. Часто это делают, если определённое положение груза считается более удобным для дальнейшей эксплуатации. Например, если рабочее положение меняют на транспортное, либо происходит наоборот. Кантовка груза – это действие, без которого сложно представить современное производство.
Об оборудовании для кантования
Вручную, с помощью лома чаще всего кантуют единичные детали небольших габаритов, весом до 100 килограмм. Ручные или пневматические, электрические приводы становятся незаменимыми помощниками на объектах, где часто повторяют кантование для одинаковых грузов, или когда они подобны друг другу. Краны применяют по по отношению к единичным деталям крупных габаритов.
Требования к технике безопасности
Перемещение грузов связано с необходимостью выполнять определённые требования. Например, саму операцию проводят только на специализированных площадках. Они обязательно дополняются поверхностями с амортизирующими свойствами. Или это делают на весу. Опора — ППР, разработанные заранее.
Есть и другие дополнительные меры безопасности при кантовке груза.
Стропильщики не могут находиться между грузами и стенами, другими препятствиями. Иначе велика вероятность зажатия. Рекомендуемое место расположения — сбоку. Расстояние — высота груза, к которой прибавляют 1 метр.
Если груз опускается на покладки, стоять со стороны последних строго запрещено.
Специалист, отвечающий за безопасное проведение всех работ, должен сопровождать любые действия, связанные со сложными и тяжёлыми грузами. Без дополнительного контроля заниматься такими работами строго запрещается. Тяжёлыми при кантовании считаются грузы, если их общий вес составляет более 75% от веса механизма, обеспечивающего объём. Сложная конфигурация предполагает, что смещён центр тяжести.
Специальными кантователями пользуются в случае с деталями в массовом и серийном производстве.
Кантование: особенности процесса
Механизированное и ручное, с участием грузоподъёмных механизмов — вот какие разновидности кантования применяют на практике. Выбор делают в зависимости от нескольких факторов, в том числе — массового производства, формы и типа деталей, оснащённости цеха и площади помещений.
Ручное кантование актуально для деталей, чья масса не превышает 100 кг. Предполагается наличие подкладок, специального лома. Сначала его загнутую часть размещают под деталью. Потом всё приподнимают. Подкладывают брусок, идёт переворачивание деталей.
Специальный инструмент, похожий на гаечные ключи, применяют для профильного металла, труб. Это позволяет выполнить минимальное требование безопасности при кантовке грузов.
Есть захватные рычаги или другие разновидности ручных кантователей. Они помогают, если само перемещение идёт с помощью кранов, но требуется развернуть детали и узлы.
Механизированным кантованием рекомендуют пользоваться, если масса превышает 100 килограмм. Для этого есть механические приспособления. Например, цепные разновидности — для поворачивания деталей вокруг продольной горизонтальной оси. Инструменты навешивают на крановые крюки. Клещевые кантователи-манипуляторы тоже станут незаменимыми помощниками. Столы и станки, поворотные круги, тележки, ролики обеспечивают повороты вокруг вертикальной оси.
При использовании кранов к операции надо подходить особенно ответственно. Крановщики, такелажники или стропальщики в этом случае должны обладать соответствующим опытом. А такелажные работы должны проводится строго с соблюдением техники безопасности. Труд становится более производительным, если выбирать самый эффективный способ кантования и оборудование, которое тоже справляется со своими функциями. Допустимо применение только одного крана или двух, но спаренных. Они работают на одном пути, либо на разном. Для современных высоких цехов такая картина давно перестала быть чем-то необычным.
Положение центра тяжести груза — самый важный фактор, имеющий значение. У детали сохраняется положение покоя, если эта часть расположена в пределах площади опоры. Переворачивание происходит в момент подъёма, одновременно центр тяжести будет выходить за пределы опорной поверхности. Тогда часть конструкции оказывается на другой плоскости. То есть, при кантовании центр тяжести перемещается принудительно.
Есть несколько способов, получивших распространение:
В первом случае делают так, чтобы центр тяжести оказывался за пределами опоры. Поворот вокруг ребра подставки происходит, когда крюк крана опускается. Тогда кромка оказывается на поверхности площадки. В дальнейшем деталь сама может встать на торец, если центр тяжести оказывается за точкой опоры. Порядок кантовки грузов стандартный.
Специальные кантователи, установленные в потоке, — обязательное требование для кантования деталей в массовом, серийном производстве. Если производство индивидуальное, кантование относят к слишком дорогим операциям. Выгоднее использовать специальные площадки, на которых выполняются перевороты. Главное — помнить о том, что при кантовке груза стропальщик должен находиться там, где отсутствуют дополнительные препятствия. Только в этом случае работа останется безопасной для техники и операторов, которые участвуют в её управлении. Контроль необходим при любых условиях, даже если процесс стал постоянным и налаженным. Иначе велика вероятность пропустить небольшие ошибки, способные привести к серьёзным последствиям.
Оставьте заявку или позвоните нам по телефону 8 (800) 200-50-19
Промышленные кантователи — основные виды
Кантователь — приспособление, предназначенное для изменения пространственной ориентации объекта поворотом на заданный угол вокруг горизонтальной оси. Принцип работы подобных приспособлений заключается в принудительном смещении центра тяжести груза с помощью ручного или механического привода. Большинство подобных механизмов используется для поворота груза на 90 о или 180 о , кантование облегчает дальнейшие манипуляции с грузом в процессе его перемещения, складирования, монтажа.
В современной практике наиболее часто используются несколько типов кантователей — стационарные кантователи роликового и книжного типа, траверсы-кантователи, цепные вращатели.
Напольные кантователи книжного типа распространены на металлообрабатывающих предприятиях, они применяются для кантования штрипс, рулонов стали или бухт проволоки. Поворот груза осуществляется на 90 о и обеспечивает удобный подход грузозахватных приспособлений для дальнейшей его транспортировки. Подобные кантователи снабжаются гидравлическим или электрическим приводом.
Напольные кантователи довольно массивные, но могут работать с грузами с большой массой. Устанавливаемые приводы обеспечивают хорошую скорость, поэтому кантователи данного типа часто используются на участках с высокой интенсивностью работ.
Роликовые и цепные вращатели используются на участках сварочных и сборочных работ и предназначены для установки изделия в удобное для сварки положение, а также вращения изделия со сварочной скоростью на участках автоматической или полуавтоматической сварки.
Читайте так же: Насос для канализационных труб в квартире
Роликовые кантователи предназначены только для изделий круглого профиля, например трубы, цистерны и т.д.. Цепные вращатели чаще применяются для работы с изделиями из сортового или фасонного проката и прочими грузами сложной формы. Цепь облегает изделие с трех сторон, это обеспечивает его надежную фиксацию при проведении работ.
К более мобильным приспособлениям относятся траверсы-кантователи с ручным или электрическим приводом. Несомненным плюсом подобных изделий является возможность не только вращать груз, но и транспортировать его.
Приспособление представляет собой линейную или пространственную траверсу с блочными обоймами в которые запасованы цепные или ленточные кольцевые стропы. Кантователи могут комплектоваться мотор-редукторами, которые обеспечивают вращение роликов. Существуют модификации как с одним мотор-редуктором, так и с несколькими, в этом случае для синхронизации вращения используется частотный преобразователь.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Кантовка — труба
Кантовка труб между проходами осуществляется чаще всего вручную. Он состоит из ряда рычагов, имеющих насечку и получающих качательно-поступательное движение от эксцентриков, смонтированных на общем валу. [1]
Равномерность нагрева труб по их сечению и длине достигается частым расположением горелок или форсунок по ширине печи и непрерывной кантовкой труб с момента посадки в печь до выдачи. Для облегчения кантовки труб в процессе нагрева под печи делается наклонным. [2]
Равномерность нагрева труб обеспечивается частым расположением горелок или форсунок. Кантовки труб в этом случае не требуется. Применяют также электрические проходные печи, где трубы нагревают токами высокой частоты. [4]
Для газовой сварки или ручной электросварки две свариваемые трубы укладываются в специальный роликовый кантователь, схематически изображенный на фиг. Кантовку трубы при сварке производит сварщик. [5]
Сборочный кондуктор име ет длину 36 или 48 мм и состоит из двух труб диаметрами 325 и 529 мм, соединенных между собой металлическими планками. Для облегчения кантовки труб и секций его обустраивают шариковыми вращающимися опорами. В местах расположения стыков собираемой секции в трубах кондуктора делают вырезы размером 1300 — 1400 мм, глубиной 140 — 150 мм для пропуска центратора. Для центровки трубы передвигают вдоль сборочного кондуктора лебедкой ЛТ-3, установленной на его конце. Во избежание, защемления пальцев во в ремя продольного перемещения труб не разрешается регулировать величину зазоров руками. Величина зазоров должна быть не менее 1 5 мм, но не более 3 мм. Для стыковки труб на кондукторе применяют внутренние или наружные центраторы. Собранный в центраторе стык прихватывают по периметру 4 — 8 прихватками длиной 60 — 80 мм каждая. После прихватки на кондукторе всех стыков секции включают сбрасыватель, секция скатывается на промежуточный стеллаж, на котором в этот момент никто не должен находиться. [6]
Равномерность нагрева труб по сечению в камерных печах достигается расположением достаточного количества горелок ( форсунок) по ширине печи и частой кантовкой металла. Для облегчения кантовки труб в процессе нагрева под таких печей делают наклонным. [7]
Равномерность нагрева труб по их сечению и длине достигается частым расположением горелок или форсунок по ширине печи и непрерывной кантовкой труб с момента посадки в печь до выдачи. Для облегчения кантовки труб в процессе нагрева под печи делается наклонным. [8]
Для поворота трубы швом вниз на тележке установлен механизм кантовки. Все операции подъема и кантовки трубы и перемещения тележки механизированы. [10]
Одноклетевой калибровочный стан ( рис. 126) состоит из редуктора, шестеренной и рабочей клетей. Впереди и позади стана имеются приспособления для кантовки трубы и гидравлический подъемный механизм. Рабочая клеть имеет две массивные станины открытого типа с одной парой валков, регулируемых по высоте нажимными винтами. Для облегчения правильной подачи трубы в валки с передней стороны стана имеются проводки. [11]
Максимальный объем сварочных работ стремятся выполнить в МЭЗ на роликовых стендах, которые обеспечивают удобство кантовки труб и применение нижней сварки швов, В монтажных условиях, когда необходимо выполнение горизонтальных, вертикальных и потолочных швов, применяют сварку в среде защитных газов вольфрамовым или плавящимся электродом. В сухих помещениях применяют также сварку угольным электродом, используя присадочные прутки с толстой обмазкой. [12]
Максимальный объем сварочных работ стремятся выполнить в МЭЗ на роликовых стендах, которые обеспечивают удобство кантовки труб и применение нижней сварки швов. В монтажных условиях, когда необходимо выполнение горизонтальных, вертикальных и потолочных швов, применяют сварку в среде защитных газов вольфрамовым или плавящимся электродом. В сухих помещениях применяют также сварку угольным электродом, используя присадочные прутки с толстой обмазкой. [13]
Максимальный объем сварочных работ стремятся выполнить в МЭЗ на роликовых стендах, которые обеспечивают удобство кантовки труб и применение нижней сварки швов. В монтажных условиях, когда необходимо выполнение горизонтальных, вертикальных и потолочных швов, применяют сварку в среде защитных газов вольфрамовым или плавящимся электродом. В сухих помещениях применяют также сварку угольным электродом, применяя присадочные прутки с толстой обмазкой. [14]
Максимальный объем сварочных работ стремятся выполнить в МЭЗ на роликовых стендах, которые обеспечивают удобство кантовки труб и применение нижней сварки швов. В монтажных условиях, когда необходимо выполнение горизонтальных, вертикальных и потолочных швов, применяют сварку в среде защитных газов вольфрамовым или плавящимся электродом. В сухих помещениях применяют также сварку угольным электродом, используя присадочные прутки с толстой обмазкой. [15]
Почему сложно обеспечить безопасность кантования оборудования
Кантование технологического оборудования — сложнейшая такелажная операция, требующая инженерных расчетов и профессионализма. Чтобы выполнить кантование безопасно, исполнитель должен понимать процессы, которые происходят с грузом при вращении, и иметь опыт соответствующих работ.
Для чего кантуют оборудование
Кантование — это изменение положения объекта в пространстве с вращением вокруг горизонтальной оси.
Существует много типов промышленного оборудования, которое при эксплуатации установлено вертикально и достигает многометровой высоты. Это колонны, сосуды, реакторы, прессы и т.д. Такое оборудование перевозится в горизонтальном положении, поскольку для дорог общего пользования стандартная разрешенная высота груза — 4 метра. Перемещать оборудование по производственной площадке в вертикальном положении тоже не всегда возможно: нередко оно не проходит в габариты ворот, под эстакадами, трубопроводами и иными препятствиями. Как правило, вертикализация груза (кантование) происходит непосредственно рядом с местом установки.
Иногда кантование нужно сделать дважды. Сначала оборудование переворачивают вокруг своей оси, а затем ставят вертикально. Необходимость такой операции может быть связана с ограничениями окружающего пространства или конструкцией самого оборудования: некоторые машины и их детали необходимо поворачивать вокруг определенной точки. На порядок операций по кантованию влияет и расположение строповочных точек. К примеру, бывает, что проушину сосуда можно нагружать только в одном направлении.
Читайте так же: Виды сварки полимерных труб
В чем сложность кантования
У груза есть центр тяжести, то есть точка, относительно которой он уравновешен во всех направлениях. Центр тяжести конкретного оборудования не всегда совпадает с его геометрическим центром. Точное расположение центра тяжести зачастую неизвестно, поскольку оборудование состоит из разнородных частей и имеет сложную конфигурацию, в том числе выступающие детали.
Представим, что мы приподнимаем картонный куб за одно ребро. Из повседневного опыта человеку кажется, что куб начнет заваливаться на противоположную сторону, когда угол между нижней гранью и поверхностью стола достигнет 45 градусов. Но это справедливо только для тех ситуаций, когда центр тяжести совпадает с геометрическим центром. Если на верхнюю грань куба изнутри наклеить тяжелую металлическую пластину, центр тяжести сместится вверх, и куб упадет на противоположную сторону раньше, чем этого ждет наблюдатель.
Во время кантования центр тяжести может менять пространственное положение, и действующие силы перераспределяются. Чтобы груз оставался в устойчивом положении, его центр тяжести всегда должен находиться внутри опорного контура, то есть между точками опоры или подвеса. Как только центр тяжести выходит из этого контура, груз начинает самопроизвольно опрокидываться. Чтобы этого не происходило, необходимо изменять опорный контур, сохраняя положение центра тяжести внутри контура, либо добавлять к грузу удерживающее боковое усилие.
Если точное расположение центра тяжести неизвестно, остается имитировать такую ситуацию, когда он будет постоянно находиться внутри опорного контура. С этой целью вращение крупногабаритного оборудования обычно проводят в воздухе: груз не опирается на землю или пол, а подвешивается за крайние точки. Это гарантирует, что центр тяжести все время остается между точек строповки. Как правило, для подвеса выбирают крайние левую и правую точки, которые при вертикализации становятся нижней и верхней.
Каким оборудованием кантуют груз
Для кантования производственного оборудования можно использовать следующие пары грузоподъемных механизмов:
- Гидравлический портал
- Два крана
- Кран и гидравлический портал
- Кран и автомобильная платформа (Self-propelled modular transporter — самоходный модульный транспортер)
- Специализированные металлоконструкции (башни) в сочетании с тросовыми домкратами и гидравлический портал
Выбор грузоподъемных механизмов зависит от габаритов кантуемого оборудования и наличия свободного пространства в зоне такелажа. К примеру, емкости, сосуды, колонны и другие грузы длиннее 10 метров кантуют с использованием двух кранов или башен с тросовыми домкратами (верхняя точка подвеса) и портала (нижняя точка подвеса). А при установке пресса в стесненных условиях цеха наилучшим, а зачастую и единственным вариантом будет пара гидравлических порталов.
Подготовка к кантованию
На такелаж, включающий кантование оборудования, обязательно разрабатывается организационно-технологическая документация: проект производства работ (ППР), технологическая карта. Инженеры должны провести все необходимые расчеты, чтобы предусмотреть развитие событий, не допустить самопроизвольного движения груза в какую-либо сторону.
При разработке ППР проектировщики опираются на курс теоретической механики, описывающий законы механического движения или равновесия материальных тел и механического взаимодействия между ними, а также на прежний опыт реализации подобных проектов. Они учитывают геометрическую форму груза, расположение точек строповки относительно габаритов груза и относительно друг друга (близко-далеко), а также расположение центра тяжести относительно точек строповки.
Кантование допустимо проводить только в соответствии с ППР. Если на площадке выясняется, что имеющийся план неприменим (к примеру, точки строповки расположены не так, как указано в документации), производственный персонал должен согласовать все отклонения с проектировщиком. Безопасность кантования гарантирована только при условии, что инженер проанализировал ситуацию с учетом новых условий и смоделировал поведение груза на основании расчетов.
Безопасность кантования
В Правилах безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, описаны требования по выполнению кантовки тяжелых грузов и грузов сложной конфигурации. Согласно Правилам эти работы можно производить только под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений. Это обученный, аттестованный человек, который должен знать теорию и иметь практику подобных операций.
В процессе кантования важно синхронизировать работу грузоподъемных механизмов и перемещение оборудования в горизонтальной и вертикальной плоскости. Для этого помимо операторов порталов и/или машинистов крана на площадке работает несколько сигнальщиков. Они отслеживают вертикальность строп и опор портала, работу крана, а также положение оборудования в пространстве. Обычно у всех участников такелажа есть возможность переговариваться по радиосвязи.
Настоящие профессионалы в сфере такелажа знают, что невозможно на глаз определить расположение центра тяжести или спрогнозировать поведение груза с абсолютной достоверностью, исходя «из опыта». Даже если сотрудники не раз кантовали подобное оборудование, нет никаких гарантий, что новый пресс или емкость при вращении поведут себя точно так же как предыдущие.
Опыт необходим производственному персоналу с другой целью. Он помогает сигнальщикам и операторам заметить первые признаки отклонения процесса от нормы и не допустить развития опасной ситуации. Сотрудники, не понимающие теоретических основ и не имеющие практики кантования, зачастую не учитывают нюансы, которые в итоге могут привести к аварии.
«100 ТОНН МОНТАЖ» — профессионал в кантовании
За 18 лет работы на рынке монтажных и такелажных услуг «100 ТОНН МОНТАЖ» реализовала несколько десятков проектов, включающих сложное кантование технологического оборудования.
Инженеры производственно-технического отдела компании имеют обширный опыт разработки ППР для безопасного проведения работ. По итогам каждого проекта специалисты изучают обратную связь от такелажных бригад и учитывают эти сведения при разработке новых проектов.
Компания обладает обширным парком грузоподъемного оборудования, в том числе имеет 48 опор гидравлических порталов грузоподъемностью от 60 до 1100 тонн, а также комплект тросовых домкратов грузоподъемностью 800 тонн.
Производственный персонал «100 ТОНН МОНТАЖ» знает все тонкости безопасного производства работ при кантовании технологического оборудования.
Примеры реализованных проектов
- Установка прессов ARISA для завода Gestamp Automocion, Тольятти
Такелаж двух прессов массой 92 и 63 тонны включал кантование. - Перемещение и установка двух керамических прессов EVO в Екатеринбурге
Кантование прессов массой 65 тонн выполнено с помощью портальной системы GP500. - Демонтаж и монтаж технологического оборудования по производству керамогранитной плитки в Самарской области
Инженеры «100 ТОНН МОНТАЖ» разработали схему кантования станины пресса Sacmi весом 105 тонн при помощи двух портальных систем. - Перегрузка, транспортировка, кантование и установка пресса SACMI в Екатеринбурге
В кантовании использовались две портальные системы разной грузоподъемности. - Перемещение, кантование и установка сосудов гидротермального синтеза в Рязанской области
Компания установила в вертикальное положение 10 сосудов гидротермального синтеза высокого давления массой 63 тонны каждый. - Такелаж, перемещение, установка прессов на фундамент на Уральском трубном заводе
Для перемещения и кантования прессов использовались две портальные системы грузоподъемностью 125 тонн каждая.
Москва +7 (495) 989-42-16
Санкт-Петербург +7 (812) 612-28-58
Екатеринбург +7 (343) 216-11-05