Капитальный ремонт кирпичной дымовой трубы

Согласно СП 13-101-99 периодически должна проводиться оценка состояния промышленных дымовых труб для обнаружения трещин, дефектов, кренов, засорений. Исходя из заключения о техническом состоянии конструкции принимается решение о разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков. Эти работы осуществляют для поддержания эксплуатационных качеств и надежности дымоотводов.

Виды ремонта промышленных дымовых труб

Работники предприятия в обязательном порядке проводят техническое обслуживание дымоотводов, для поддержания ствола в рабочем состоянии, сохранения надежности конструкции и предупреждения деструкции. Измеряют крен и осадку объекта.

На основании обследования объекта составляется АКТ, отчет о техническом состоянии и карта дефектов. Исходя из данных в этой документации принимается решение о ремонте. Производят ремонтные работы 2-х видов:

  • текущие выполняются работниками обслуживающего цеха предприятия-владельца дымохода или сторонней организацией;
  • капитальные осуществляются только специализированными компаниями.

Во время текущего ремонта дымовых труб котельных осуществляют ликвидацию:

  • мелких повреждений для профилактики дальнейшего разрушения;
  • дефектов, которые представляют угрозу для жизни человека, общей целостности ствола и оборудованию, расположенному в непосредственной близости.

Капитальный ремонт дымовых труб выполняют по чертежам и плану мероприятий, составленных по данным Отчета о комплексном обследовании. Капремонт предполагает:

  • наращивание или укрепление ствола;
  • замену износившихся элементов облицовки, лестничных звеньев, светофорных платформ;
  • ремонт трубы и ее фундамента;
  • восстановление стенок газоходов и их фундамента.

Капитальные работы в обязательном порядке проводятся по установленному графику, для:

  • пластмассовых – один раз в 5-10 лет;
  • труб из металла – раз в 10-15 лет;
  • железобетонных – с периодичностью один раз в 15-20 лет;
  • кирпичных стволов – 1 раз в 25 лет.

Сроки и графики текущего и капитального восстановления предусмотрены заводским ППР ремонта дымовой трубы и корректируются индивидуально исходя из Акта обследования дымохода и газоходов.

Предприятие-владелец дымохода обязан проводить внеплановое или аварийное обследование ствола после ураганов, землетрясений и других стихийных бедствий. Также трубы осматривают после технологических аварий, взрывов на производстве.

Измерения кренов и осадки проводят вне графика, если:

  • есть явные или косвенные признаки деформации ствола;
  • виден невооруженным глазом наклон;
  • обнаружено раскрытие трещин горизонтального направления снаружи дымохода;
  • появились трещины на отмостке или в местах присоединения газоходов.

Специализированные ремонтные компании проводят внеплановое обследование конструкции в случае обнаружения инженером предприятия:

  • горизонтальной трещины размером более 1/6 окружности ствола, вертикальной – шире 10 мм;
  • сколов, отслаивания защитного бетонного слоя;
  • сквозного разрушения внутреннего газоотвода и его намокания;
  • разрушения оголовка, обвала облицовки;
  • крушения разделяющей стены;
  • прогара в стволе.

Внеплановый техосмотр осуществляют без промедлений.

Проведение ремонта дымовых труб методом промышленного альпинизма

Предприятия-владельцы дымоотводных сооружений для техобслуживания и капитального восстановления высотных объектов зачастую прибегают к услугам промышленных альпинистов. Это объясняется тем, что:

  • ремонт железобетонных дымовых труб не требует подготовительных работ, восстановление начинается буквально через 20-30 минут после прибытия альпинистов на объект;
  • не нужна дополнительная площадь вокруг трубы, как, например, для подхода локтевой вышки, шахтоподъемника или установки лесов;
  • устанавливать леса для трубы длиною 150 метров не целесообразно и опасно;
  • проведение работ не зависит от подачи электроэнергии;
  • высокая эффективность ремонтных мероприятий – высотнику легко подобраться к любой точке ствола;
  • стоимость проведения работ верхолазным способом дешевле других.

Методом промышленного альпинизма выполняется установка, демонтаж дымоходов, техосмотр, текущий и капитальный ремонт дымовых труб и газоходов.

Ремонт кирпичной дымовой трубы котельной и железобетонных стволов

Устранение образовавшихся на поверхности трещин

Осуществляют для предотвращения разрушения, обвала ствольной части. Ослабляют стяжные кольца. Трещины шириной меньше 3 см очищают, продувают сжатым воздухом. Заполняют всю глубину раствором, выбирая один из способов – зачеканку или торкрет. Если глубина трещины превышает 3 см, тогда ее расчищают, удаляют треснувшие кирпичи. Швы очищают от цемента, продувают и смачивают водой. Восполняют разобранную часть новой кладкой кирпичей с плотным заполнением швов. Выполняют перевязку со старой кладкой.

Заделывают разрушения снизу-вверх небольшими участками, высота которых не должна превышать 1 м. На конечном этапе подтягивают стяжные кольца.

Работы по проведению восстановления и ремонта футеровки газоходов

Футеровка – это кладка с применением штучного материала (кирпича, блоков, керамики) для защиты дымового ствола от агрессивного воздействия отводимых газов и высоких температур. Ремонтные работы производятся по ППР, разработанными организацией-исполнителем, на основании СНиП III-24-75. Информацию о состоянии футеровки получают путем тепловизионного контроля, минимум раз в 5 лет.

Разборку и кладку осуществляют стоя на подъемной площадке. Разбирают футеровку строго сверху вниз. Нельзя вынимать нижние ряды, это может привести к обрушению верхних рядов футера. Если нужно произвести местный демонтаж, проверяют устойчивость и безопасно ли проводить работы на этом участке. После выемки старой кладки, штроба зачищается от остатков цемента, пыли, золы, смачивается водой. Затем делают новую кладку, совмещая ее со старой, тщательно заполняют все швы.

Работы по восстановлению и ремонту защиты от молний

Молниезащита – это система устройств, предназначенных для защиты людей, сооружения, оборудования от возгораний и разрушений, вызванных попаданием молнии в конструкцию. Техническое обслуживание предусматривает осмотр, ремонт или полную замену:

  • молниеприемников;
  • канатов, объединяющих молниеприемники;
  • токоотводящих канатов и защитных труб;
  • шины и электродов заземления;
  • держателей, которыми крепятся канаты, защиты и отводы.

В первую очередь устанавливают молниеприемники и стягивающий их канат, затем лебедкой натягивают токоотводящие тросы и продевают их в крепления. Также проверяется сопротивление контура молниезащиты.

Ремонт оголовка дымовой трубы

Оголовок – это верхняя часть дымохода с теплоизоляцией, которая замедляет процесс коррозии трубы. Именно на нее приходится вся нагрузка:

  • влияние оказывают атмосферные осадки;
  • дымовые газы превращаются в конденсат, что способствует многократному замерзанию и оттаиванию;
  • кладка подвергается выветриванию.

Участок, требующий разборки или восстановления, намечается во время обследования конструкции. В зависимости от степени разрушений, ремонт проводят двумя способами – полностью перекладывают оголовок или заменяют часть кладки. На железобетонных дымоотводах меняют защитные колпаки.

Старые кирпичи демонтируют, тщательно зачищают швы от остатков цементного раствора. Выкладывают новый оголовок из материалов, установленных ГОСТом, тщательно перевязывая швы. Для проведения работ необходимо отключить все тепловые агрегаты.

Повторная перетяжка скрепляющих трубу колец

Стяжные кольца предназначены для сохранения целостности конструкции вследствие изменения температуры. Кольца изготавливают из стали (ГОСТ 380-71), как и все металлы, она подвержена коррозии под воздействием внешних факторов.

При осмотре выявляют плохо уплотненные участки на внешней плоскости. Оценивают степень коррозии колец путем простукивания. Если металл дребезжит, значит в нем есть трещины.

Для поддержания нормальной функциональности и надежности ржавые скрепляющие элементы нужно заменять. Также проводят подтяжку, создавая натяжение с давлением в 50-60 МПа.

Осуществление монтажа частичного металлического бандажа или дополнительных скрепляющих колец

При отклонении диаметра от нормы и обнаружении крена, устанавливают бандаж. При появлении небольших трещин трубу стягивают дополнительными кольцами, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.

Также осуществляется обновление сигнальной окраски поверхности трубы, обработка металлических поверхностей противокоррозионными средствами, восстановление, ремонт или замена систем светового ограждения, ходовых скоб и площадок для осмотра.

Текущие и капитальные работы для поддержания и восстановления эксплуатационных характеристик промышленных дымоотводов из металла включают:

  • устранение крена;
  • усиление основания;
  • восстановление газоходов;
  • ремонт или монтаж нового молниеприемника;
  • замена системы оттяжек трубы;
  • обновление маркировочной окраски поверхности трубы;
  • укрепление или частичная замена металлоконструкции основания и фланцевых соединений.

Периодически осуществляют проварку выгоревших мест на поверхности дымохода. Прогорание царг и невосстанавливаемая коррозия происходят чаще всего в верхней части трубы. В таких случаях часть ствола демонтируют и заменяют на новый.

Маркировочная и защитная окраска труб осуществляется в несколько этапов:

  • снимают старую краску;
  • зачищают поверхность;
  • обрабатывают антикоррозионными составами;
  • наносят слой новой краски.

Читайте так же: Последствия удаления одной трубы у женщины

Количество слоев и марка состава рассчитывается специалистами, согласно техническим требованиям.

Заключение

Организации, проводящие ремонт кирпичных дымовых труб и других их видов, обязаны пройти аккредитацию и получить сертификат. В штате компании должны быть специалисты:

  • прошедшие профессиональную подготовку;
  • имеющие медицинский допуск на проведение высотных работ;
  • опыт работы сотрудников в этой сфере должен быть не менее 3-х лет.

Ремонт и обслуживание дымовых труб требует проведения тщательного осмотра объекта, выявления всех дефектов, составления сопутствующей отчетности и разработки мероприятий по устранению поломок. Обращаясь в компанию «ПИК Групп», вы получите полный комплекс услуг. После проведения ремонтных работ мы предоставим полный пакет документов сдачи объекта:

  • акт приемки по форме, установленной в СНиП 3.01.01-87, в 3-х экземплярах;
  • комплект чертежей с информацией о вносимых изменениях;
  • документы, подтверждающие проведенные работы;
  • акт выполнения скрытых работ;
  • журнал выполнения мероприятий, подготовки панелей, металлоконструкций;
  • акты приемки элементов трубы;
  • перечень работ (при наличии таковых), которые не были проведены по причинам, не зависящим от ремонтной организации, с указанием сроков их завершения.

Мы практикуем поэтапную приемку объекта владельцем, все дополнительные условия обговариваются в договоре.

ремонт печной трубы из кирпича на крыше

Кирпичная труба на крыше

На дымоход постоянно влияет множество факторов, что приводит к его разрушению. Повреждения могут стать причиной снижения тяги и перерасходу топлива. Чтобы устранить такую проблему, нужно заняться ремонтом трубы.

Причины разрушения трубы

Кирпичный дымоход может разрушаться по нескольким причинам:

  • неправильная кладка, приводящая к появлению конденсата;
  • использование материала низкого качества;
  • механическое повреждение трубы;
  • естественное изнашивание дымохода.

Распространенной проблемой является появление конденсата. Во время сгорания любого топлива водород соединяется с кислородом, благодаря чему происходит появление водяного пара. Во время прохождения по дымоходу газ охлаждается и конденсируется на стенках. При этом в жидкости растворяется сажа, что приводит к появлению кислот или их смесей.

Именно из-за конденсата и происходит разрушение многих дымоходов. В них образуются микротрещины, что может приводить к проникновению дыма в помещение. Следует отметить, что появление деформаций впоследствии может привести к разрушению внутренней отделки.

В домах с большой жилой площадью и мощным котельным оборудованием первые признаки разрушения могут появиться уже через 2 года. Скорость появления трещин зависит от типа используемого топлива. Чаще всего это происходит из-за того, что в доме используется автоматизированная котельная. Такое оборудование нагревается до указанной температуры, а затем останавливается и запускается только при понижении температуры до определенного предела. Это способствует появлению конденсата.

При разрушении дымохода можно использовать несколько способов его восстановления. Выбор определенного варианта зависит от степени деформации. В некоторых случаях приходится создавать дымоход заново.

Оценка повреждений

Чтобы узнать степень разрушения кладки и определить, нужен ли ремонт, стоит внимательно осмотреть трубу. Часто причиной плохой тяги становится большое количество сажи. Также многие встречаются с проблемой, при которой происходит частичное выпадение раствора и появление небольших трещин. В таком случае следует приступить к замене раствора.

Перед проведением ремонта пространство между кирпичами очищается долотом на глубину около 2 см. После этого пустоты заполняются новым раствором. Перед проведением данной работы нужно смочить шов водой.

Если при осмотре дымохода были замечены трещины, они расширяются щеткой и очищаются от пыли. Их нужно заделать при использовании глины или герметика, который предназначен для использования при высокой температуре.

Во время осмотра трубы и проведения ремонта следует соблюдать технику безопасности. Также важно опускать или поднимать строительные материалы для ремонта дымохода с помощником. Это будет способствовать значительному ускорению всего процесса. Если при осмотре были обнаружены дефекты, их следует устранить в ближайшее время, так как их игнорирование может привести к разрушению дымохода. В таком случае его придется выкладывать заново.

Следует отметить, что при строительстве трубы укладываются выбивные кирпичи, которые позволяют получить доступ к определенным участкам конструкции. Во время ремонта достаточно выбить их молотком и произвести очистку, если в этом возникла необходимость.

Капитальный ремонт трубы

Если во время осмотра были замечены серьезные повреждения, следует проводить капитальный ремонт, который подразумевает полную разборку конструкции. Если работы будут проводиться самостоятельно, нужно заранее подумать о безопасности и подготовить место.

Разборка кирпичей должна производиться послойно с верхнего ряда. Для такой работы может понадобиться молоток и перфоратор. Разборка производится до целого ряда кирпичей. Во время проведения таких работ стоит постепенно спускать кирпичи с крыши, чтобы они не скапливались около дымохода.

Для создания печи используется только огнеупорный кирпич. Дымоходы укладываются в один кирпич. Во время работы необходимо укладывать материал только при использовании строительного уровня. Внутренняя поверхность дымохода не должна иметь никаких препятствий для прохождения газов. Даже если на стенках будет небольшое количество выступающего раствора, это станет причиной скопление большого количества сажи.

Если разобрать дымоход из кирпича невозможно, в канал можно вставить гильзу. В качестве данного элемента может выступать металлическая или керамическая труба. Так как трубы имеют гладкую поверхность, это способствует увеличению тяги. При этом на внутренней поверхности скапливается меньшее количество влаги. Перед ремонтом необходимо проверить, есть ли в дымоходе посторонние предметы. Труба может быть опущена целиком или по частям.

Пространство между металлическим изделием и конструкций из кирпича заполняется утеплителем, который устойчив к высокой температуре. После проведения таких работ трубу необходимо защитить от попадания осадков. Установка гильзы позволяет эффективно отводить продукты горения, а также увеличить герметичность конструкции. Следует отметить, что данный вариант подходит только для дымоходов, ширина канала которых равна на всей протяженности конструкции.

Еще одним способом восстановления трубы из кирпича является обработка канала при использовании специальных смесей. Такие вещества быстро застывают и позволяют создать гладкую поверхность. Данные вещества выдерживают высокую температуру. Данный способ имеет несколько преимуществ:

  • образование поверхности, не имеющей швов;
  • скорость проведения ремонтных работ;
  • сечение дымохода почти не уменьшается, так как слоя наносимого материала является очень тонким;
  • благодаря использованию таких смесей исключается возможность утечки газов во время работы печи.

Перед проведением ремонта печной трубы из кирпича необходимо очистить канал от сажи и увлажнить его. Нанесение смеси происходит при помощи металлической щетки, которая закрепляется на лебедке. Для получения более ровного слоя состав следует наносить 3 раза.

Прочистка трубы

Одной из самых распространенных причин снижения тяги является загрязнение канала большим количеством сажи. Чтобы избавиться от данной проблемы, необходимо использовать специальную щетку, к которой привязывается гиря. Данное приспособление опускается в трубу до того, как канал будет полностью очищен. Если такие работы не производить, через несколько лет после начала использования печи

Еще одним способом является использование соли. Если в дымоходе находится небольшое количество сажи, можно в хорошо разогретую печь бросить крупную соль. Это будет способствовать отделению сажи от трубы. Также можно использовать специальные препараты. После сгорания они попадают в дымоход и вступают в реакцию с сажей, что и способствует ее удалению.

Чтобы проблемы с дымоходом не возникали, следует проверять его состояние регулярно раз в 1-2 года. При обнаружении сколов или трещин их стоит сразу же очищать и заделывать раствором. Если во время эксплуатации трубы возникнут проблемы с герметичностью, это может привести к попаданию в помещение угарного газа или даже к возникновению пожара. Применение во время ремонта качественного кирпича и раствора позволит сделать конструкцию долговечной и надежной.

При отсутствии специальной щетки и опыта проведения таких работ следует обратиться к специалистам. Если же провести очистку и ремонт неправильно, в дымоходе может остаться большая часть сажи, и работы нужно будет проводить еще раз.

Как осуществить ремонт печной трубы из кирпича

Кирпичная труба нуждается в периодическом ремонте, как и всякое другое сооружение. С внешней стороны дымоход подвергается действию дождя, снега, перепадов температур. Изнутри на материал действуют химически активные вещества в составе газа и неизбежного конденсата, оседающего на стенках. Ремонтные работы не всегда отличаются высокой сложностью, и часть из них вполне выполнима своими руками.

Восстановление кирпичной кладки

Изделия из кирпича со временем покрываются трещинами, порой настолько глубокими, что, в конце концов, частично обваливаются. Никакого другого способа ремонта, кроме того, чтобы разобрать кладку и заменить поврежденные камни, не существует.

Разбирать необходимо до участка повреждения, начиная сверху, а затем полностью восстанавливать. В тех случаях, когда дымоход обвалился ниже уровня крыши, поступают в зависимости от метода кладки. Если перекрытие использовалось как промежуточный фундамент, заменить часть камней ниже перекрытия вполне возможно без полной разборки печной трубы. В противном случае нужно или разбирать дымоход целиком или сооружать новый.

Читайте так же: Трубы ппм в оцинкованной стали

При замене камня используется огнеупорный кирпич и шамотная глина вместо цемента. Прочие материалы не выдерживают температурного перепада внутри печной трубы и снаружи.

Намного чаще объектом ремонта является внутренняя поверхность печной трубы. Дымоотвод загрязняется и зарастет сажей намного быстрее, чем действуют погодные факторы и довольно часто одной только периодической чистки недостаточно. Улучшить эксплуатационные характеристики печи можно, сформировав внутри дымоотвода гладкие стенки.

Используются для этого различные методы, большинство из которых выполнимы своими руками.

Гильзовка – размещение в дымооотводе стальной или асбестоцементой трубы. Первый вариант предпочтительнее, но стоит выбрать изделие из нержавеющей стали. Конденсат в печной трубе появляется постоянно из-за разницы в температурах снаружи и внутри. А вместе с водой на стенки выпадают соли и кислоты, до этого, находящиеся в дыму. Нержавеющая сталь стойка к коррозии и к действию слабых кислот нечувствительна.

Гладкая поверхность изделия не позволяет накаливаться конденсату и саже. А зарастание сажей значительно ухудшает тягу.

Метод применяется только для прямых дымоходов из кирпича, без смещений, поворотов или изменения диаметра. На фото – рабочий момент гильзовки.

Обмуровка дымоходного канала

Современные материалы и технологии значительно облегчают ремонт. К таким новым способам относится и обмуровка дымоотводных каналов.

Цель ее такая же – создать гладкую ровную поверхность, которая не накапливает сажу и конденсат, устойчива к перепадам температур и действию химически агрессивных веществ.

Используют для этого футеровочные смеси, в состав которых входит крошка огнеупорных материалов. Например, для финской смеси это гранитная крошка. В российском варианте «Масан» используют жаропрочный перлит.

  • гладкая внутренняя поверхность улучшает тягу, не накапливает сажу и грязь, что заметно облегчает чистку печной трубы;
  • поверхность исключает образование трещин и швов, что обеспечивает высокую пожаробезопасность;
  • рабочее сечение почти не изменяется, в отличие от той же гильзовки;
  • обмуровка занимает относительно немного времени и подходит для любых типов каналов.

Ремонт выгладят так: дымоотвод тщательно очищают и увлажают. Затем в него опускают лебедкой обдувочную щетку. Смесь распыляют через щетку, постепенно поднимая инструмент вверх. Обмуровку нужно провести не менее 3 раз, чтобы добиться хорошего результата.

Если печная труба изменяется в диаметре, щетку заменяют на устройство меньшего размера и продолжают работу.

Полимерные вкладыши

Футеровка с их помощью все еще относится к экзотическим решениям. Дело в том, что полимерный материал выдерживал лишь относительно невысокие температуры, а поэтому применялся в основном для вентиляционных каналов и дымоотводов газовых отопительных приборов. Современные разработки значительно повысили стойкость полимера к температуре, и теперь футеровка дымохода из кирпича вполне возможна.

Ремонт производится по следующей схеме.

  • Внутри дымоходной трубы размещают пустой полимерный вкладыш.
  • Вкладыш накачивают воздухом, а затем паром. Материал при этом прилегает к стенкам печного канала и застывает через какое-то время.
  • Полимерная пленка очень тонка и не изменяет диаметр дымоотвода. При этом температурные перепады ей не страшны, кислот и щелочей она не боится. А из-за высокой гладкости здесь не накапливается сажа и конденсат.

Такой ремонт самостоятельно осуществить нельзя, так как здесь требуется специальное оборудование.

Ремонт дымовой трубы

Дымоход – важная часть отопления, через него происходит отведение продуктов сгорания и угарного газа. На внутренних стенках печной трубы оседают химические вещества, находящиеся в составе дыма. При возникновении конденсата происходит реакция с образованием кислоты, разрушающей кирпич или вызывающая коррозию металлического дымохода. Кроме внутреннего воздействия на трубу оказывают негативное влияние внешние факторы: осадки, циклы замерзания и таяния, ветра. Повреждения приводят к снижению тяги, перерасходу топлива, возникает опасность отравления угарным газом. Исправить ситуацию может ремонт дымовой трубы.

Причины разрушения трубы

  1. Неправильная кладка дымохода, приводящая к появлению избыточного количества конденсата.
  2. Использование некачественного кирпича, который разрушился за короткий период эксплуатации.
  3. Механическое повреждение дымовой трубы, нарушившее целостность кладки.
  4. Естественное изнашивание материала в процессе длительной эксплуатации.

Оценка повреждений и мелкий ремонт

В процессе осмотра трубы выясняется степень разрушения кладки или другие дефекты, приведшие к ухудшению тяги. Если при осмотре выявлены трещины и выпадение раствора из швов, то приступают к его замене. Старый, потерявший связующие качества раствор, удаляют с помощью долота. Важно углубиться минимум на 2 см, чтобы освободить место для свежего состава. Остатки вычищают, а отверстия заполняют новой смесью. Раствор для кладки включает на одну часть портландцемента семь долей песка и две извести. Шов перед замазыванием смачивается водой. Мастерком состав наносится на подготовленное место и распределяется, заполняя все пустоты. Качественно уплотнить раствор в шве можно самодельным приспособлением из согнутой алюминиевой трубки, равной по размеру шву.

Трещины, выявленные на теле кирпичной трубы, расширяются металлической щеткой и очищаются от пыли. Их заделывают глиняным раствором или специальным герметиком, рассчитанным на использование при высокой температуре.

Капитальный ремонт

При выявлении серьезных повреждений кирпичной кладки выполняется капитальный ремонт трубы, включающий полную разборку трубы. Для безопасной работы на высоте необходимо подготовить место. Кирпичи разбираются послойно, начиная с верхнего ряда. В работе используется молоток или перфоратор. Разборка ведется до ряда целого материала. Демонтированные кирпичи собирают в ведро и спускают вниз. Для новой кладки берется огнеупорный кирпич и раствор из портландцемента, песка и извести. Труба выкладывается в один кирпич, строго по горизонтальному уровню. Внутренняя поверхность должна быть гладкой, без препятствий для прохождения газов. Окончанием трубы служит цементный оголовок, испытывающий наибольшее влияние погодных условий.

В случае когда невозможно разобрать дымоход полностью, в его канал вставляется гильза – труба подходящего диаметра из металла или керамики. Ее гладкая поверхность способствует увеличению тяги, на внутренних стенках меньше накапливается сажа. Перед монтажом гильзы проверяется отсутствие посторонних предметов и препятствий в канале. Трубу опускают целиком или частями, для соединения которых придется разбирать кладку. Пространство, оставшееся между трубой и кладкой, заполняют негорючим утеплителем. После установки отверстие защищается от осадков металлической крышей. Установка гильзы круглого сечения способствует эффективному отводу продуктов горения, увеличивает герметичность трубы, уменьшает потерю тепла. Такой вариант приемлем только для прямых каналов, имеющих одинаковый размер по всей высоте.

Вторым эффективным способом создания надежного и герметичного дымохода является обработка канала специальными смесями. Они быстро застывают, образуют гладкую поверхность, выдерживающую высокую температуру. Российская смесь «Масан» разработана на основе жаропрочного перлита, финская «Мордакс» изготавливается из гранитной крошки. Обмуровка дымохода имеет свои преимущества:

  • образование монолитной поверхности без швов;
  • быстрота процесса нанесения состава;
  • сечение дымохода практически не уменьшается, так как слой обмуровки очень тонкий;
  • смесь имеет высокую адгезию;
  • исключается утечка продуктов горения.

Перед началом работы дымоход очищается от сажи и увлажняется. Смесь наносится при помощи специальной металлической щетки, закрепленной на лебедке. Чтобы получился ровный слой, состав наносится 3 раза, следующий слой выполняется после просыхания предыдущего. Размер щетки должен соответствовать сечению канала.

Прочистка дымохода

Распространенной причиной появления проблем с отведением газов является забивание канала сажей или посторонними предметами. На стенках дымохода накапливаются отложения сажи и в отсутствие регулярной прочистки каждые два года они могут полностью перекрыть отверстие. Накопление удаляется специальной щеткой, привязанной вместе с гирей к канату. Приспособление опускается в трубу и двигается вверх-вниз для прочищения канала. Куски отвалившегося кирпича или раствора не прочистить щеткой, их пробивают специальной гирей. В случае неудачи придется разобрать кирпичи в месте засора, вынуть мешающий предмет и восстановить кладку.

При небольшом количестве налета в дымоходе пользуются народным средством прочищения: в хорошо разогретую печь бросают крупную поваренную соль, которая вызовет отделение сажи от стенок. Существуют специальные препараты, разработанные для очищения дымохода. Принцип их действия: при сгорании в печи они попадают в канал отведения дыма и вступают в реакцию с сажей. В результате налет сгорает.

Чтобы труба дымохода прослужила десятки лет необходимо регулярно 1–2 раза в год ее осматривать. Обнаруженные мелкие повреждения и сколы сразу заделывайте раствором, тогда не потребуется выполнять демонтаж конструкции и кладку новой. Дефекты в герметичности трубы грозят серьезными проблемами – попаданием в помещение угарного газа или возникновением пожара. Утепление трубы, изоляция от влаги, очищение канала от сажи, использование качественного кирпича и раствора при кладке обеспечат безопасное пользование отоплением.