Капотня трубы что это

Прогулка по самому плохому району Москвы. Хорошая Капотня

Капотня — самый плохой район Москвы. Вот, что пишет рупор госпропаганды, агентство РИА-Новости:

«На протяжении нескольких лет лидирующие позиции в различных столичных «антирейтингах» занимает район Капотня. Возглавил он и наш топ, так как большинство опрошенных экспертов поставили его на первое место.»

Про Капотню писали мне и вы. Капотню я представлял страшным районом. Я ожидал увидеть там людей в лохмотьях, которые греются около бочек с горящим мусором. Я боялся, что придется перебираться через горы мусора, что вся моя одежда будет в грязи. Я даже выложил все ценные вещи из карманов, так как был почти уверен, что гопники меня ограбят. Капотня. одно только название вселяет ужас. Самый плохой район Москвы. Я поехал туда делать репортаж!

Капотню сейчас развивают. Хотят из депрессивного района сделать хорошее место. Для решения проблемы с транспортом планируют реконструировать участок МКАДа и построить транспортную развязку на ул. Верхние поля. Все это запланировано на 2016-2018 гг. Говорят, что «Садовод» и «МЕГА» тоже заинтересованы в строительстве развязок, поэтому, скорее всего, они будут вкладываться финансово. Метро пока не планируется.

01. И что вы думаете? Капотня оказалась прекрасным местом! Чистенькие домики.

02. Есть даже немного старых зданий! Вот кирпичный жилой дом, построенный по индивидуальному проекту в 1953 году.

03. А вот здание бывшего профилактория Московского нефтеперерабатывающего завода. Его реконструируют.

04. Памятник воинам-нефтяникам

05. Это тоже Капотня! Я в начале не поверил своим глазам..

06. Это социальное жилье для многодетных семей.

07. Коттеджи раздали семьям, имеющим пять и более детей, которые ждали в очереди на улучшение условий жизни. Жить здесь можно, пока дети не достигнут совершеннолетия.

08. Посмотрим, что в Капотне с парковками.

09. Удивительно, но здесь есть вот такие дворы. В Капотне сохранился тихий и спокойный уклад жизни, нет таких темпов, как в остальной Москве. На окраинах безлюдно. Много зеленых зон, жители радуются, что можно спуститься к реке и пожарить шашлыки. Раньше это было отдельное село, поэтому все необходимое для жизни тут есть. Люди, которые прожили тут больше 20-30 лет в восторге и не хотят никуда переезжать. Говорят, что знают всех соседей и прекрасно с ними ладят, не то что в остальной Москве.

11. Проезды не позволяют оставлять машины около подъезда. Газоны защищены заборами. Да, они желто-зеленые, но лучше так, чем паркинг на газоне

12. Некоторые дворы вообще закрыты от машин.

13. Это самый плохой район Москвы.

14. Еще в Капотне есть велодорожка. Идет она в Марьино, этим летом ее даже включали в топ-10 лучших велодорожек по всей Москве (по версии портала Wday.ru, но тем не менее). Расположена она отдельно от пешеходных дорожек, движение на ней двухстороннее, установлены специальные дорожные знаки.

15. И, конечно, в Капотне есть велопарковки!

16. Первое, что бросается в глаза, это удивительная чистота. В Капотне чисто, как в Сингапуре. По улицам ездят роботы Бирюкова и постоянно подметают, моют, пылесосят район.

17. Может быть, технику нагнали специально к моему приезду? Но я не анонсировал.

18. Мэрия просит прикрепляться к поликлинике. Все остановки идеально чистые, никакой нелегальной рекламы.

19. Везде новая навигация. Навигация по Капотне.

20. В Капотне чистый и хороший уличный туалет

21. В Капотне во дворах цветут цветы

22. Смотрите, какая красота

23. А еще очень много лавочек! Причем не просто лавочки вдоль дорог, а зоны отдыха

24. С фонарем, урнами, по всему району сделали

26. Впервые я увидел стол с лавочками во дворе! Вы думаете, здесь бухают гопники? Нет! Спросил у местной бабушки, она говорит: «Мужики в шахматы выходят играть летом, а на Масленицу мы всем двором блины тут ели!»

Прогулка по худшим районам Москвы: Капотня

Район: Капотня;
Местоположение: юго-восток Москвы;
Причины неблагополучия: транспортная труднодоступность, ужасная экология.

Как я уже писал , в Москве нет однозначного разделения на хорошие и плохие районы, как в каком-нибудь Чикаго. Весь город примерно однороден, кроме исторического центра . И всё же есть несколько районов, которые обрели печальную славу. О Бирюлёве речь уже была, а сегодня — Капотня, или московский Норильск.

У района две огромные проблемы. Первая — ужасающая экологическая обстановка, из-за чего сравнение с Норильском. Вторая — транспортная недоступность. Большинство москвичей — даже тех, кто живёт тут 20 и больше лет, в Капотне никогда не бывали. Делать там нечего — промзона и спальные кварталы, да и добраться трудно. Ближайшие станции метро очень далеко. Трамваев и троллейбусов нет — только автобусы и маршрутки.

С одной стороны район омывается Москвой-рекой , через которую в этой части города нет мостов, с другой примыкает к МКАД, с третьей — к двум другим окраинным московским районам. В одном из них, Марьино, живёт Навальный . Не в центре, не в престижной западной части, а вместе с простыми людьми на промышленной юго-восточной окраине . За что его и любят.

Половину площади Капотни занимает самое грязное предприятие Москвы — нефтеперерабатывающий завод «Газпромнефти» — МНПЗ. Он обеспечивает половину потребности Москвы в топливе и регулярно выбрасывает сероводород и многое другое. Тогда весь юго-восток Москвы «радуется» жуткой вони и превышению вредных веществ в 10-15 раз. Иногда даже доходит до восточной части центра Москвы. Среди других особо выделяется ТЭЦ-22, ещё одно грязнейшее предприятие, одаривающее всю округу продуктами горения и кислотными дождями. Также вдоль Капотни проходит МКАД с вечными пробками и выхлопными газами. Москва-река — естественная непреодолимая преграда на южной границе района, несёт всю грязь, которую она накопила, пройдя диагональю через всю Москву и вобрав в себя по пути промышленные и канализационные стоки. Вот такая обстановка.

Выбираем район: что нужно знать о Капотне перед покупкой квартиры

Район Капотня входит в состав Юго-Восточного административного округа Москвы и больше известен москвичам по расположенному там нефтеперерабатывающему заводу. Застройка в районе преимущественно старая, новостроек здесь нет. По оценкам риелторов, жилье в Капотне спросом не пользуется. На вторичном рынке также мало предложений, а средние цены — одни из самых низких в столице (107 тыс. руб. за 1 кв. м).

«Капотня — московский топоним, ставший де-факто именем нарицательным. Он прочно ассоциируется с образом худшего района Москвы, удаленного, застроенного ветхим жильем, с неблагоприятной экологической ситуацией и крайне небезопасного. При формировании свободного рынка жилья в начале 1990-х именно Капотня с заметным отрывом стала самым дешевым московским районом. Этим клише он соответствует лишь отчасти», — рассказал «РБК-Недвижимости» руководитель аналитического центра онлайн-сервиса объявлений ЦИАН Алексей Попов.

Застройка района Москвы Капотня

Капотня состоит из пяти кварталов, причем большую часть занимают промзоны. На севере граничит с районом Люблино, на западе — с Марьино, Братеево, на юго-востоке по МКАД — с городскими округами Дзержинский и Котельники (Московская область). По особенностям застройки Капотня почти не отличается от обычного спального района юга и юго-востока города, отмечают риелторы.

В общей сложности в Капотне, по данным «Инком-Недвижимости», более 70 кирпичных, панельных и блочных домов, возведенных в основном в 1960–1980-х годах, а современных монолитных строений в этом районе нет. «Половина квартир — двухкомнатные, оставшиеся объекты — «однушки» и «трешки». Многокомнатных квартир в Капотне практически нет. Район в основном застроен девятиэтажными домами, хотя высота расположенных здесь жилых строений может варьироваться от 2 до 16 этажей. В большинстве домов в Капотне — по три подъезда, хотя здесь есть и большие девятиподъездные дома», — говорит руководитель аналитического центра риелторского агентства «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов.

Инфраструктура Капотни

Наиболее важные объекты социальной инфраструктуры в Капотне — дворец культуры «Капотня», несколько школ и детских садов, стадион «Смена» (бывший «Нефтяник»), музыкальная школа им. Н. Н. Калинина и больница. В районе также есть колледж и две библиотеки. По границе района проходит парк 850-летия Москвы. Для небольшого района столицы этого достаточно, считает Дмитрий Таганов.

Соседство с Московским НПЗ и ТЭЦ-22 (единственной станцией в окрестностях столицы, работающей не на газе, а на угле) делает эту территорию одной из наиболее экологически неблагоприятных. Правда, комплекс природоохранных мероприятий на НПЗ, реализованный в 2000-е годы, позволил существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду, а квартир с видом на знаменитый «факел» здесь, в отличие от Марьинского парка, практически нет, отмечает Алексей Попов.

В целом риелторы отмечают плохую транспортную доступность, неблагоприятную экологию, недостаточную социальную инфраструктуру района. Дмитрий Таганов одним из главных минусов называет отсутствие в Капотне станций метро. Местным жителям приходится ехать до подземки в соседние районы, к станциям «Марьино», «Братиславская» или «Люблино». Добираться до них в утренний час пик около получаса.

Также одним из недостатков района Алексей Попов считает пробки на улице Верхние Поля, которые, по его словам, в выходные дни едва ли не сильнее, чем в будни, так как эта узкая улица ведет в крупнейший торговый узел юго-востока Московского региона — рынок «Садовод» и ТЦ «Мега Белая Дача».

Вторичное жилье в Капотне

На вторичном рынке жилья Капотни сейчас, по данным ЦИАН, на продажу выставлено около 50 квартир, средняя цена 1 кв. м составляет 107 тыс. руб. В панельных домах 1970-х годов средняя однокомнатная квартира стоит 4,1 млн руб., «двушка» — 5,1 млн руб., «трешка» — 5,7 млн руб. Это на 25% меньше, чем в восточной части Марьинского парка, и на 23% дешевле, чем в расположенном на противоположном берегу Москвы-реки районе Братеево, подсчитали в ЦИАН.

Капотня — один из немногочисленных в московской агломерации примеров, когда ценовая граница между столицей и областью не так заметна, отмечает Алексей Попов. По уровню цен этот район сопоставим с городом Дзержинский — 95 тыс. руб. за 1 кв. м (находится с другой стороны от МКАД). Здесь «стоимость границы» составляет около 13%, а не 25–30%, как в других местах, приводит сравнение эксперт.

Низкий спрос на жилье в Капотне Дмитрий Таганов связывает с тем, что район относится к малопрестижному ЮВАО с плохой экологией и близостью к МКАД. Раньше район, в основном, был заселен сотрудниками завода, но теперь там проживает изрядная доля мигрантов, в том числе в силу расположенного неподалеку ТК «Садовод», говорит директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова. До присоединения к столице новых территорий здесь покупали самое дешевое жилье, чтобы получить московскую прописку, вспоминает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова.

Новостройки в Капотне

Риелторы, опрошенные редакцией «РБК-Недвижимость», отмечают, что в Капотне не возводятся новые комплексы, перспективных площадок под застройку также нет. «В 2000-е годы в этом районе рядом с Москвой-рекой был построен лишь комплекс таунхаусов для многодетных семей», — вспоминает Алексей Попов.

Большую часть Капотни занимает Московский НПЗ и другие предприятия. В случае вывода их за пределы Москвы возможна реорганизация территории под жилое и коммерческое строительство, считает Юлия Дымова. На данный момент перспективу застройки имеют только территории с пятиэтажками. Их в районе риелторы насчитали около 25. Практически все жители хрущевок в Капотне поддержали программу реновации.

История района Капотня

На территории Капотни ранее располагались деревни Чагино и Рязанцево, а также село Капотня (ранее — село Капотненское). Первое упоминание о селе встречается в духовной грамоте (1336 год), по которой великий московский князь Иван Данилович Калита завещал старшему сыну — будущему князю Симеону Гордому — село Капотненское, насчитывающее в то время 150 крестьянских дворов (600–700 человек). С первой половины XV века село принадлежало Николо-Угрешскому монастырю, который находился поблизости.

Читайте так же: Труба рыжая гофрированная 300

В 1918 году село Капотня было преобразовано в поселок, который просуществовал до 1930-х годов. В 1938-м здесь построили нефтеперерабатывающий завод. В 1954 году он был переименован в «рабочий поселок», а в 1960-м в связи со строительством МКАД включен в городскую черту столицы.

Москвич

Один день в Капотне

«Ехал в ад, а оказался где-то в Швейцарии» — таково мое впечатление от прогулки по обновленной Капотне. Большинство там никогда не было, но «все знают», как же «в Капотне плохо». Исторически призаводским районом с населением в 33 500 человек чуть ли не пугают непослушных детей. Картинки с мрачными дымящимися трубами и угнетающими панельками давно обошли интернет.

Но реальное положение вещей оказалось совсем иным. А в 2019–2020 годах район вообще претерпел глобальную реконструкцию. Мне повезло ничего не знать об этом преображении заранее — тем сильнее был мой шок от несоответствия реальности несправедливым предрассудкам. Пример возрожденной Капотни говорит нам о том, что в России любое место можно исправить, если по-настоящему захотеть.

Тот самый завод

Московский нефтеперерабатывающий завод одновременно причина возникновения и Капотни, и ее же бедствий. Хотя одноименное село существовало тут многие столетия, именно это предприятие превратило его в городской район. Ирония судьбы в том, что, создав Капотню, завод обеспечил ей ужасную репутацию своими выбросами. Считается, правда, что весь ущерб достается соседнему Марьино — из-за ветров. Капотня — второе место в Москве после Некрасовки, где цены на квадратный метр достигают минимума по вине экологии. Многие не в состоянии продать квартиру за достаточную сумму, чтобы переехать куда-то еще. Мнения жителей можно разделить надвое: часть винит завод в каждом своем кашле (местами не без оснований) и мечтает, чтобы его закрыли. Вторая группа жителей (по-моему, большинство) убеждена, что это все сказки, а воздух тут чище, чем «у вас на Тверской», как тут часто говорят.

История нефтеперерабатывающего предприятия интересна сама по себе. Завод открылся в 1938 году и на протяжении всего столетия играл ключевую роль в обеспечении Москвы топливом. Его изначальный запуск был связан с ускоренной индустриализацией и увеличением автотранспорта на столичных дорогах. Во время Великой Отечественной завод имел решающее значение в обеспечении тыла и фронта. Пришлось даже строить его бутафорскую копию и заставлять ее дымить, чтобы отвлечь внимание бомбардировщиков от настоящей мишени. Тем не менее работникам приходилось держать регулярную оборону от налетов Люфтваффе. Сначала вражеские самолеты сбрасывали осветительные бомбы на парашютах, затем в ход шли зажигательные бомбы. В борьбу с ними вступала заводская пожарная команда.

После войны предприятие разрасталось и набирало обороты. В 1990-х оно было акционировано, и на сегодняшний день контрольный пакет принадлежит компании «Газпром нефть». Сейчас завод обеспечивает до 40% бензина и 50% дизеля в Москве, а также является основным поставщиком топлива для столичных аэропортов. Московский нефтеперерабатывающий до сих пор остается объектом борьбы жильцов Капотни за свое здоровье. И хотя руководство утверждает, что все меры по защите окружающей среды соблюдены, периодические тестирования порой расходятся с их оптимизмом. Для местного пешехода завод фактически не существует, когда не дымит: его почти не видно за густыми деревьями. А вот для тех, кто живет повыше, индустриальный пейзаж — ежедневная реальность. Старожилы иронизируют, что тут у любого дома есть две стороны: хорошая смотрит только на природу, плохая — исключительно на завод. Некоторые жильцы помоложе находят промышленный вид из окна завораживающим, особенно ночью.

Надоевшие мифы

У жителей Капотни есть накопленный праведный гнев относительно стереотипов об их любимом районе как сточной канавы. Это чувство возмущения прекрасно сформулировала Наталья, инженер и мать троих детей: «Я родилась в Капотне и прожила тут больше 40 лет. У меня до сих пор здесь живет мама, аж с 1946 года. Когда меня спрашивают о нашем районе, обычно ожидают услышать гадости, а вот нет. Капотня — прекрасное во многих отношениях место вопреки непонятно как распространившемуся мифу. Во-первых, благодаря заводу она всегда была богатым районом. До распада СССР у нас были лучшие продукты в магазинах, отличное благоустройство и школы. Во-вторых, тут живут в основном образованные люди. Да, это рабочий поселок, но при нефтеперерабатывающем предприятии. Там работают со сложным оборудованием. Речь идет об очень квалифицированных рабочих, а не об условном слесаре-алкоголике. Так что никакого пьянства и гопоты вопреки расхожему стереотипу у нас никогда не было. Наоборот, детей не боялись отпускать гулять допоздна. Капотня по сути — изолированный остров. Так просто никто отсюда не уйдет и не попадет снаружи незамеченным. А еще мы были очень открытым и доброжелательным городком. Дружили целыми домами и кварталами. Когда мои родители были на работе, за мной присматривал мой двор: все жили в атмосфере доверия.

Капотня стала приходить в упадок начиная с начала 1990-х. С тех пор уровень жизни опускался тут все ниже в течение 30 лет, вплоть до недавней реконструкции. Как раз за этот мрачный период и распространились в прессе все эти депрессивные фото, изображающие Капотню районом-апокалипсисом. Но даже в «лихие девяностые» тут было безопасно. В Капотне базировались свои криминальные группировки, контролировавшие бизнес в Москве. Но в свой район они преступность не допускали. Наоборот, могли даже оградить вас от неприятностей, если вы отсюда. Такое вот землячество. А еще Капотня традиционно дружила с Люберцами и враждовала с соседним Дзержинским. Это были традиционные разборки «район на район», пацанские темы. В последние годы демография тут сильно изменилась. Та, советская Капотня потихоньку уходит в прошлое вместе со стариками. Поколения помоложе часто уезжают. Все большую долю жителей занимают приезжие из бывшего СССР из-за дешевизны жилья. Но с теми, кто тут вырос и остался, я до сих пор поддерживаю близкую связь — такая капотнинская спайка у нас уже в крови».

Зеленая полоса

Первое, на что я обратил внимание еще на подъезде к Капотне — это удивительного качества парковая велодорожка, пролегающая вдоль реки. Так я понял, что мои предрассудки о Капотне как о воплощении всех ужасов на земле, возможно, устарели. Трасса имеет два высококачественных покрытия — серое и красное. Красное, пружинистое, предназначено для пешеходов и бегунов. На пути установлены стильные деревянные перголы и места для остановок. Часть пергол, как выяснилось, — скрытая защита от высоченных столбов линии электропередачи. ЛЭП из-за своего масштаба и устрашающих проводов немного напоминают о Чернобыле. А посреди такого апокалиптического пейзажа контрастно пролегает длинный ухоженный велотрек. Весь путь оборудован элегантными фонарями — ездить тут можно и в темное время суток.

Посмотрев на карту в телефоне, я осознал, что тонкая парковая линия соединяет два обновленных парка: 850-летия Москвы в Марьино и, почти законченный, в Капотне. К осовремениванию обоих причастны первопроходцы столичного благоустройства — бюро Wowhaus. По сути, две территории теперь образуют один непрерывный парк с первоклассной планировкой и инфраструктурой. Я без преувеличения считаю, что места массового отдыха такого уровня не так легко найти даже в Западной Европе. Может быть, можно провести аналогии с современной Азией, например с Сингапуром. А вот США и Англию, где в общественные пространства вкладываются мало, мы давно обогнали.

Европа над болотом

Запросив в Google «парк, Капотня» я вижу лишь фотографии полуразвалившихся гаражей и битых бутылок. Это то, что было здесь еще пару лет назад. Реконструированная прибрежная территория протяженностью более километра непредсказуема. Прогулка по ее извилистым, выложенным дорожкам — это движение от одного сюрприза к другому, от очередного цветного пятна к следующему. Встроенная мебель, детские площадки, навесы и беседки сами по себе могут претендовать на статус объекта искусства: экстравагантные формы, яркие цвета и всегда неожиданное расположение.

Очень интересно наблюдать, как в суперсовременный дизайн встраиваются узнаваемые бытовые традиции. Взять хотя бы участок со встроенными столами. Каждый из них — отдельная жанровая сцена: робкое свидание старшеклассников, старики с нардами, восточная семья на пикнике с дыней и мангалом и, конечно же, традиционное русское застолье «настоящих мужиков» с водкой, пивом и рыбой. Напротив столов — встроенные шезлонги на набережной. С берега открывается романтичная панорама. Даже градирни соседней ТЭЦ-22 не портят картинки. На шезлонгах устроилась пожилая супружеская пара. Старики расслабленно смотрят на воду. Они живут тут 40 лет. «Будем пользоваться теперь всеми благами, чисто из принципа, — говорит Марья Алексеевна. — Спина уже не та, не для пляжа — болит на лежаке, но лучше поздно начинать жить как человек, чем никогда». Ее седой муж, улыбаясь, соглашается.

Главный «аттракцион» парка в Капотне — две экологические тропы на сваях над болотистыми участками длиной 800 и 450 метров. Они будто парят над водой и высокими болотными травами. Ночное освещение тут установлено специально — чтобы не пугать животных. Диких лис тут, например, полным-полно. Я ловлю себя на мысли, что, исходя из репутации Капотни как «газовой камеры», я должен был бы уже задыхаться. А единственный воздух, проникающий в мои легкие, пахнет деревьями и рекой.

Лет десять назад невозможно было себе представить, что в Москве, тем более на окраине, может когда-то возникнуть парк, аналогичный европейским или лучше. Затем появился первый опыт — возрожденный парк Горького. Сначала казалось, что это штучная удача. Потом реинкарнацию пережили Нескучный сад, Воробьевы горы, «Музеон»… Один успешный эксперимент следовал за другим. И вот спустя десятилетие мы живем в городе, где такие районы экономкласса, как Марьино и Капотня, облагораживаются парками уровня Токио или Копенгагена.

Творцы облагороженной Москвы, какой мы знаем ее сегодня — архитекторы бюро Wowhaus Татьяна Старченко и Владимир Беляков. Работа велась совместно с генпроектировщиком НИиПи Градостроительного и системного проектирования.

Татьяна Старченко,

«Изначально наше представление о Капотне сводилось к обычному набору клише: «один из самых грязных районов Москвы», «самое дешевое жилье», «между МКАД и МНПЗ», «загрязненный участок Москвы-реки». Когда мы в Wowhaus начали заниматься парком вдоль Москвы-реки в Капотне, в портфолио бюро уже был завершенный парк 850-летия Москвы, который также расположен вдоль реки в соседнем районе Марьино. В парке 850-летия Москвы мы разработали несколько прогулочных и спортивных маршрутов, проходящих через весь парк, поэтому нам показалось вполне логичным продолжить эти маршруты вдоль реки и в Капотне. Москва-река может стать экологической осью города, если объединить природные зоны и парки в единое озелененное прогулочное пространство.

Исторически Капотня была рабочим районом. Здесь жили в основном сотрудники нефтеперерабатывающего завода. Сейчас, конечно, в районе все больше приезжих, переезжающих в Москву с семьями. Поскольку Капотня не пользуется популярностью у застройщиков, структура улиц и облик района не сильно изменились за последние десятилетия. Район, несмотря ни на что, довольно зеленый и уютный.

Мы хотели в первую очередь сделать Капотню комфортнее и привлекательнее для местных жителей. Очень важно, чтобы люди где-то могли погулять с детьми, покататься на велосипеде и просто отдохнуть в выходные. Территория вдоль реки в Капотне — одно из самых красивых мест района, обладающее большим потенциалом. Мы постарались создать интересный локальный парк, в котором люди чувствуют себя безопасно, могут общаться и знакомиться. Собственно, так и формируются местные сообщества.

Зонирование парка учитывает все ограничения участка, существующий рельеф и растительность. Самая плоская часть, свободная от растительности, стала общественным ядром парка — бульваром вдоль набережной. Мы сохранили живописную заболоченную территорию, при этом включив ее в сеть пешеходных тропинок. Для этого мы предложили сделать дорожки на сваях, проходящие «над болотом», но не затрагивающие экосистему. Также нам удалось сделать переход от жилых кварталов к парку органичным и незаметным за счет верхних парковых террас, которые становятся плавным продолжением придомовых территорий. Пешеходные и велодорожки парка плавно переходят с одной стороны в парк 850-летия Москвы, а с другой — в ландшафтный заказник.

При проектировании мы учитывали неформальные сложившиеся традиции и пожелания местных жителей. Жители Капотни, например, всегда любили устраивать пикники на берегу и жарить шашлыки. Поэтому в концепции Wowhaus появились специальные костровые площадки и столы. Как и ожидалось, они пользуются огромной популярностью.

Конечно, в этом парке применялись более бюджетные решения, чем, скажем, в парке Горького. И материалы подбирались более демократичные, но не менее функциональные. Почти вся мебель в парке бетонная, то есть долговечная и вандалоустойчивая. При этом заложено очень качественное спортивное покрытие. Открытые площадки в парке — многофункциональные пространства. Они могут быть и просто местами отдыха, и местом проведения рынков и фестивалей».

Владимир Беляков,

«Парадокс Капотни заключается в том, что это одновременно и стереотипное место с неблагоприятной экологией, и при всем этом особо охраняемая природная территория. В первый раз мы поехали зимой, это был солнечный день. На территорию полузаброшенного парка мы входили через депрессивные гаражные кооперативы. Над рекой стоял пар. Это традиционное «апокалиптическое» явление здесь оттого, что выше по течению в реку поступает вода из Курьяновских очистных сооружений. Москва-река тут никогда не замерзает. У берега были пришвартованы старые маломерные суда, часть из которых, очевидно, ржавела тут уже не один год. Территория парка была почти безлюдной, изредка нам встречались местные жители, гуляющие с собаками. По протоптанным в снегу тропинкам мы смогли пройти только часть парка. В некоторых местах из-под снега был виден мусор, было понятно, что парк заброшен.

Новый парк-набережная Капотни — это нечто среднее между городской зоной отдыха и загородным лесопарком. Обычно парки в центре Москвы максимально наполнены всевозможным функционалом. Это делается намеренно — земля стоит дорого, нужно использовать каждый квадратный метр. Здесь обратный случай — функции разреженно растягиваются по участку, как это бывает за городом, одна часть парка плавно перетекает в другую. Нам даже удалось сохранить подтопляемую часть парка, ранее исключенную из пешеходного сценария. Теперь это целый экомаршрут с зонами отдыха и видовыми раскрытиями на ландшафт заболоченной территории — уникальное место».

Над рекой

Парк органично переходит в жилой район с помощью восходящих деревянных дорожек на сваях. Иногда дорожки парят так высоко над землей, что прогулка напоминает паркур-площадку. Незаметно для себя пешеход оказывается наверху, посреди жилых кварталов и зеленых скверов. Самое заметное сооружение в округе — старейшая постройка Капотни, храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1870 году. На месте храма изначально находилась деревянная церковь XVII века. С сооружением связана трагическая история, довольно характерная для своего времени. Храм закрыли в конце 1930-х и превратили в магазин и склад на ближайшие полвека. Последним священником, служившим здесь перед закрытием, был отец Сергий Лосев. 27 ноября 1937 года его арестовали и привезли в Таганскую тюрьму. В вину ему вменялись поборы, антисоветская агитация и, наконец, самое абсурдное — проведение богослужений в церкви (официально открытой), якобы отвлекавших рабочих от исполнения своих обязанностей. Несколько месяцев спустя арестовали его супругу Варвару Лосеву и вынесли ей смертный приговор. Женщину расстреляли на Бутовском полигоне. Самого отца Сергия отправили в лагерь на территории Азербайджана. Заключения священник не пережил. В 2003 году Сергий и Варвара Лосевы были канонизированы как мученики и ныне считаются покровителями Капотни.

Сквер возле церкви — своего рода площадь. По размерам он может претендовать на звание центрального парка местного значения. Посередине него находятся фитнес- и детская площадки с высокой и очень изобретательной горкой, похожей на арт-объект. Неподалеку от сквера располагается водоем. Его называют Лебединым прудом — тут действительно есть лебеди. Самим своим проживанием тут птицы доказывают, что не так уж в районе все смертоносно в плане экологии. Вода очищается специальной системой фильтрации. Лебеди на Капотнинском пруду — полудомашние, а не перелетные. Зимуют они в теплых вольерах с бассейном, а летом в специальных деревянных домиках высиживают птенцов. Некоторых уже отдали в Московский зоопарк.

Другая локальная достопримечательность — Дворец культуры «Капотня» 1970-х годов постройки. Помимо знаменитого на всю округу зимнего сада здесь уже 50 лет находятся всевозможные секции и кружки. Из тех, что функционируют сейчас — художественная гимнастика, хореография и кружок русской народной песни «Услада». В советское время сюда привозили те же фильмы, что крутили в центральных кинотеатрах. С интересными концертами тоже не было проблем — например, здесь выступала группа «Машина времени». Кстати, вполне вероятно, что в этих стенах когда-то начинал и солист «Арии» Валерий Кипелов, родившийся и выросший тут. В конце 1990-х, как рассказывают местные, тут регулярно рубились в мини-футбол команды из Капотни и соседнего Дзержинского.

Старые стены, новая земля

Первый квартал Капотни на самом деле не первый, а второй по времени постройки. Поскольку Капотня застраивалась в течение всего XX века, каждый из пяти ее районов — напоминание о своей эпохе. Первый — это начало 1960-х. Он в основном застроен кирпичными пятиэтажками, условными прототипами хрущевок. Так выглядит почти любой советский рабочий поселок, да и вообще едва ли не каждый маленький городок в России. Как правило, угрюмые строения окружает до боли знакомый грустный антураж: ржавые и гнутые скамейки, дорожки с ямами и заросшие высокими сорняками дворы. Лет пять назад, после пятнадцати лет запустения, 1-й квартал Капотни представлял собой такое же беспросветное зрелище. Но тут вмешалось чудо.

Полтора года назад, как скатерть из-под посуды, из-под домов выдернули старую «почву» и заменили новой. Дорожки и входы в подъезды идеально выложены плиткой и ровными бордюрами. Повсюду стоят модные, даже футуристические скамейки плавной формы. Детские площадки по качеству инфраструктуры не хуже, а местами даже намного лучше, чем в пределах Садового кольца.

Глядя на это преображение, я осознал, как же сильно влияет на нашу жизнь пространство между домами. На примере 1-го квартала я понял, что если даже в самой преисподней выложить дорожки качественным мощением, выкосить газон, поставить стильные скамейки и дорогое детское оборудование, то получится рай, сколько бы котлов с серой там изначально ни кипело. А Капотня вопреки городским легендам даже никогда и не была тем адом, который рисовали нам масс-медиа. Несколько лет назад блогер Варламов делал репортаж об облагороженных бывших «хрущевках» Восточной Германии, мол, смотрите, как восточные немцы умеют работать у себя с коммунистическим наследием, надо учиться у них. Первый квартал как раз напоминает мне об этом репортаже — старый рабочий поселок, окруженный современной западноевропейской обстановкой. Лично по мне, я хотел бы, чтобы вся региональная Россия так выглядела.

Советская классика в швейцарской оправе

По соседству располагается квартал длинных двухэтажных строений 1920-х годов, построенных ровными рядами, как коровники. В основном там находятся различные учреждения — офисы и администрация. Благодаря убаюкивающему скрипу высоких деревьев квартал кажется чем-то средним между лагерными бараками и домом отдыха советского образца. Но поскольку пространства между строениями устелили отличной плиткой и поставили первоклассные перголы-беседки, то плохо понимаешь, что за время и место перед тобой: Москва эры СССР, современной России или условный сегодняшний Цюрих.

Самые красивые дома Капотни были построены тут в 1950-х, во 2-м квартале, на месте снесенных бараков — классические cталинские корпуса. После реконструкции они обрели идеальную комбинацию: лучшая советская архитектура в сочетании с придомовой территорией швейцарского качества. При всей своей красоте и обильном декоре постройки эпохи «отца народов» редко были окружены хорошим благоустройством. Это же относится к большинству зданий СССР. Советский дизайн придомовых территорий был, как правило, экономичным, официозным и бессмысленным. Я не вижу в этом вины архитекторов того времени. Тогда редко считали нужным вкладываться в общественные пространства ради обычных людей. В лучшем случае это была привилегия дворцов, усадеб и, уже в советской России, правительственных объектов. А начиная со времен Брежнева ландшафтный дизайн, мощение и площадки вокруг домов были на уровне «нате и отвалите» — воплощением халтуры, разработанной непонятно для кого. Так продолжалось и первые 20 лет уже в постсоветской России и Москве.

Другое дело сейчас. Примерно десять лет назад в Москве произошла революция благоустройства. Из третьестепенной темы оно превратилось в едва ли не самую приоритетную. Изначально мы ориентировались на западноевропейские образцы. Но в итоге государственное финансирование дало гораздо больше возможности развернуться по этой части, чем в других странах. Больше десяти лет ресурсы и колоссальные площади облагораживаемых пространств не имели аналогов в мире. Чуть позже некоторые наработки стали применяться уже в Петербурге, Казани, Твери, Севастополе и других городах. В итоге мы пошли куда дальше и переевропили даже Европу.

Перерождение брежневок и многодетная деревня

Команде, работавшей над преображением жилых кварталов Капотни, удалось почти невозможное. Перекрасив дома правильным образом, они сделали угрюмые брежневские многоэтажки незаметными, даже по-своему веселыми. Обшарпанные районы дешевого жилья — настоящий бич не только российских, но и мировых городов, например Парижа. Избавиться от таких домов нельзя, а нам (особенно в России) еще с ними жить и жить. К счастью, вспомнили, как маскировали корабли и здания во время Первой и Второй мировых войн. Для этой задачи часто прибегали к услугам художников-абстракционистов. Мало понятные простому народу, их навыки неожиданно находили массовое применение. А метод был следующим: дом или судно асимметрично раскрашивали в рваном ритме, никак не совпадающем с его обликом. Таким образом объект визуально распадался на непонятные части и «исчезал» в глазах летчиков или подводников. С совковыми многоэтажками Капотни 1970-х и 1980-х поступили примерно так же, хоть и в более простой форме. Их закрасили случайными полосами разных оттенков синего и голубого. В итоге они сливаются с небом, а каждый отдельный балкон или окно перестает обращать на себя внимание. В конце концов, любой подобный дом — это всего лишь коробка. А коробки можно превратить в искусство или как минимум вписать их в окружающий пейзаж.

По соседству с обновленными панельками находится удивительный малоэтажный квартал, построенный в нулевых. Здесь выдают квартиры многодетным семьям, пока дети не достигнут совершеннолетия. Выглядит этот район как кусок европейского социального жилья. В Лондоне такими коттеджами выстроены целые улицы, и выглядят они угнетающе. В Капотне же подобный квартал выглядит счастливой деревней, утопающей в деревьях. В отличие от западных аналогов тут безопасно и повсюду идеальная чистота. Жители иронизируют: «Вот ты рожаешь, а тебя за это в Капотню ссылают». Думаю, что после нынешних преобразований в районе эта шутка про «сослали в Капотню» скоро потеряет всякий смысл.

Уехав домой, я уже много дней безустанно рассказываю об увиденном знакомым: «В Капотне то, в Капотне это… » Иногда я сам не понимаю, чего это я так перевозбудился. Неужели у нас в Москве так мало облагороженных мест? Потом понял, почему. Дело в том, что Капотня — это не столько Москва, сколько остальная Россия. Почти любой город страны выглядит и живет, как Капотня до реконструкции. Типичные недостатки подобного района — это не локальные проблемы, а отечественные. Если ткнуть пальцем в любой крупный населенный пункт на карте России, что мы обнаружим? Мы увидим заводы, грязные рабочие пятиэтажки, потускневшие брежневские панельки и ржавые лавки. В таком антураже большинство россиян проживают всю свою жизнь. Почти никто сейчас не в силах вообразить, что все это может выглядеть иначе, потому что перед глазами нет правильного примера. Так вот, Капотня и есть тот самый пример. Теперь знаем, что делать и как.