Каркас для катамарана из пластиковых труб своими руками

Одноместный «катамаран» из пластиковых труб (с приводом из газонокосилки)

Чтобы прокатиться с ветерком на местном водоеме, совсем не обязательно покупать лодку с мотором — тем более что большую часть времени она, скорей всего, будет пылиться в гараже.

Для прогулок «по воде» вполне можно обойтись и более бюджетным плавсредством.

Например, можно сделать своими руками одноместный «катамаран» из канализационных пластиковых труб. А в качестве привода подойдет старенькая газонокосилка.

  • пластиковые (канализационные) трубы;
  • металлический уголок;
  • двухлопастной винт;
  • руль и сиденье от детского велосипеда;
  • листовой металл.

Возможно, вам интересно будет прочитать статью: как своими руками сделать лодку из пластиковых бочек — на такой лодке даже порыбачить можно.

Пошаговый процесс изготовления самодельного катамарана

Первым делом займемся газонокосилкой. Ничего в конструкции триммера переделывать не надо (и это хорошо) — необходимо всего лишь закрепить на конце рабочего вала двухлопастной винт.

Его можно изготовить своими руками, но чтобы не тратить время — проще купить или снять со старого лодочного мотора.

Далее отрезаем четыре металлических уголка требуемой длины, и свариваем из них каркас. Сварные швы нужно обязательно зачистить болгаркой, а сам каркас — покрасить. В противном случае от контакта с водой образуется коррозия.

Прежде чем приступать к покраске каркаса, к нему нужно приварить кусок профильной трубы, в который будет вставляться сиденье от детского велосипеда.

Дополнительно можно просверлить в профиле отверстие, и потом приварить гайку для фиксирующего болта.

К передней части каркаса надо будет приварить кусок круглой трубы — в него будет вставляться руль.

На следующем этапе при помощи стяжных металлических хомутов (винтовых) крепим металлический каркас к пластиковым трубам.

Обратите внимание: длина пластиковых труб должна быть примерно на 15-20 см длиннее каркаса.

В завершении останется только закрепить бензиновую газонокосилку, установив ее под углом. К нижней части руля приваривается кусок листового металла — лопасть для поворота плавсредства.

Для удобного управления работой газонокосилки необходимо будет установить рычажок. При нажатии на него — винт начнет крутиться. В остальное время двигатель работает на холостом ходу.

Подробно о том, как сделать своими руками одноместный «катамаран» из пластиковых труб, можно увидеть в авторском видеоролике. Идеей поделился автор YouTube канала Kênh Khám Phá.

Каркас для катамарана из пластиковых труб своими руками

Долгожданный эксперимент состоялся: в минувшем походе в Киргизию вместо сломанной на Тентеке дюралевой продолины своего катамарана я использовал полипропиленовую PN20 40х6,7 мм (неармированную). Кат успешно прошел полноценный маршрут 6 к. с. (рр. Ой-Тал/Тар, Кекемерен, Малый Нарын) без обносов, в том числе пор. Лестница и Тура-Гоин-2 на Кекемерене (6В) и к-н Недоступный на Малом Нарыне (6В), пережил киль в Капчагайском прорыве Тара (6В) с заплывом вверх колесами, расклинивание в негабарите (там же), несколько менее значимых навалов на камни. Решение полностью себя оправдало, какой-либо разницы в поведении между ней и дюралевой трубой не замечено, состояние трубы за поход не изменилось. Преимущества полипропиленовой трубы перед дюралевой в следующем:

1. Динамическая прочность. Труба PN20 40х6,7 мм из полипропилена более устойчива к ударам, толчкам и вибрациям, чем 42х1,5 мм из д16т. Статическая прочность и жесткость ниже — но на продолинах это не критично, поскольку необходимую продольную жесткость судна обеспечивает давление воздуха внутри гондол. Есть катамараны без продолин вообще (куликовский «Казыр», например), на которых ходят реки того же уровня.

2. Полипропиленовой трубе не нужны торцевые заглушки. Торцы трубы я опалил на газовой плите, медленно вращая трубу на огнем — они стали округлыми и толстыми, что сведет на нет «эффект дырокола» при сминании оконечности катамарана.

3. Благодаря отсутствию заглушек внутри трубы не скапливается вода. В трубу с заглушками она медленно, но верно просачивается.

Читайте так же: Гофрированная труба для выхлопной системы квадроцикла

4. Цена. Полипропиленовую трубу PN20 40х6,7х2000 мм я купил в магазине обрезков за 230 р., лишние 200 мм ампутировал. Дюралевая труба 42х1,5х2000 мм обошлась бы в 800-1000 р., да и то если ее удалось бы найти у нас в городе.

Проигрыш только в одном: в весе. Полипропиленовая труба 40х6,7х1800 мм тяжелее, чем дюралевая 42х1,5х1800 мм, на 300 г — это около 30% массы. То есть при замене всех продолин катамарана на полипропиленовые вес судна увеличится на 1200 г. Но преимущества решения, на мой взгляд, весомее, так что могу смело рекомендовать — во всяком случае, тем, кому тяжело раздобыть дюраль подходящих характеристик.

P.S. На поперечины катамарана такие трубы, естественно, не годятся.

На прилагаемых фотках — фрагменты судна на стапеле, прохождение пор. Цейтот (р. Тар, 6А), пор. Лестница (р. Кекемерен, 6В), 1-я ст. к-на Недоступный (р. Малый Нарын, 6В).

Как сделать катамаран из пластиковых труб своими руками?

ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

Самодельный катамаран из пластиковых труб

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.

Почему катамаран?

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Из чего состоит катамаран?

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Расчет размеров судна

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Размеры судна рассчитываютсяя для каждого индивидуального случая

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Читайте так же: Глушитель приемная труба с катализатором логан

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность. Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.

Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.

Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.

Катамаран на веслах

Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.

Порядок изготовления

Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.

Одноместный катамаран

Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим пластиковые заглушки. Это будет задняя часть катамарана.

Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.

При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде.

Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.

Изготовление сиденья для одноместного катамарана

Для соединения поплавков в один «целый» катамаран можно использовать все, что угодно. Подойдут пластиковые трубы небольшого диаметра, деревянные бруски, металлические уголки и прочее.

  1. Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
  2. Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
  3. Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
  4. На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.

Одноместный катамаран из пластиковых труб своими руками (видео)

Туристический плот

Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.

  1. Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
  2. Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
  3. На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
  4. На раме делают настил из досок.

Так может выглядеть туристический плот

Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.

К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.