Построенная во времена СССР ГТС находится в управлении компании «Укртрансгаз», входящей в состав украинского нефтегазового государственного монополиста НАК «Нафтогаз».
В состав ГТС входят 37,6 тыс. км магистральных газопроводов, 283,2 тыс. км распределительных сетей, газохранилища, компрессионные и газоизмерительные станции.
Особую ценность украинской ГТС придают 13 подземных хранилищ газа (ПХГ). Они могут хранить более 32 млрд м³ голубого топлива, что ставит их на второе место по объему в Европе после РФ.
На границе с Россией ГТС способна принять 288 млрд м³ газа ежегодно, при этом передать другим странам система может несколько меньше — 178,5 млрд м³ в год. В реальности через нее прокачивается существенно меньше.
Пика в новейшей украинской истории этот показатель достиг в 2008 году. Тогда через украинские газопроводы в Европу отправилось 119,6 млрд м³ российского газа. После этого в основном наблюдалось падение объемов транзита.
Так, в 2017 году транзит российского газа через украинскую ГТС составил почти 94 млрд м³, а в 2018-м упал на 7,1% (6 млрд 677,8 млн м³) до уровня менее 87 млрд м³.
Газовая война
2009 год начался с газовой войны. Долгое время Киев и Москва пытались согласовать условия поставок газа, но безрезультатно. Желание России повысить цену на газ до 418 долларов за 1 тыс. куб. м сталкивалось с нежеланием Украины платить более 210 долларов. В результате 1 января 2009 года «Газпром» прекратил поставки газа на территорию Украины.
Сначала реакция Европы была сдержанной. Европейский Союз был готов вмешаться в конфликт только тогда, когда на себе почувствует сокращение поставок, а пока давление в трубе соответствовало условиям контракта. Но Киев решил прибегнуть к беспрецедентному шагу и заявил об отборе 21 млн куб. м газа из транзита в Европу — «для технических нужд».
22 января 2009 года украинский премьер Юлия Тимошенко подписала новое соглашение с Москвой по поставкам газа, однако более двух недель Европа не могла получать российский газ.
Ситуация заставила европейские страны задуматься над тем, как лишить Киев контроля над ГТС, чтобы не допустить повторения ситуации.
В мае 2010 года российский премьер Владимир Путин предложил объединить «Газпром» и «Нафтогаз Украины».
В июле 2010 года премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией.
Такой консорциум дал бы европейцам гарантии того, что газ будет поставляться на территорию ЕС вне зависимости от политических или экономических амбиций Киева. Однако сделка так и не состоялась.
В данный момент переговоры продолжаются, однако из-за российско-украинского конфликта РФ не принимает в них участия. Между тем и решения о концессии в ближайшее время не предвидится.
При этом еще с 2009 года идут разговоры о модернизации давно устаревшей украинской ГТС. Газовое проклятье Украины. Как десять лет назад газ на Украине стал политикой
Проще новую построить
В сентябре 2013 года премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что модернизация украинской газотранспортной системы (ГТС) обойдется в €4,5 млрд, или $6 млрд.
Это составляет немногим менее половины стоимости самой ГТС.
В ноябре 2018 года председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболев сказал, что украинская ГТС на тот момент стоила $14 млрд.
Однако совсем скоро ее цена может опуститься до уровня стоимости металла, из которого она сделана.
Остановка транзита
В августе 2019 года секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Данилюк признал, что вероятность остановки транзита газа существует и пренебрегать ей нельзя.
Более того, страна вынуждена будет тратить деньги на содержание нерентабельной системы, так как в противном случае станет невозможна подача газа украинским домохозяйствам — ГТС, как уже упоминалось, интегрирована с газораспределительными сетями.
Остановка транзита станет возможна, если Россия достроит обходные газопроводы «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», которые смогут взять на себя большую часть украинского транзита.
Давление падает. Российский газ незаметно обходит Украину
Сотрудники компании «Нафтогаз» на газокомпрессорной станции «Бобровницкая» Черниговской области, Украина
МОСКВА, 6 апр – ПРАЙМ, Валерия Княгинина. «Газпром» постепенно избавляется от украинского газового транзита – теперь почти все поставки в страны Юго-Восточной Европы и Турцию осуществляются через обходные газопроводы. Но политика здесь не при чем – газовой монополией руководит обычная бизнес-логика, которая может оставить Украину «у разбитого корыта».
«Оператор ГТС»: Россия сокращает транзит газа через Украину
С 1 апреля поставки российского газа в Румынию осуществляются в обход Украины – по трубопроводу «Турецкий поток», заявил «Оператор ГТС Украины». На данный момент по южному направлению трубы идет транспортировка газа только в Молдавию. После запуска «Турецкого потока» транзит в Турцию, Грецию и Болгарию полностью перешел из Украины на новые газопроводы. По оценке главы украинской компании Сергея Макогона, при завершении проекта по продлению «потока» через Сербию и Болгарию Украина потеряет еще 10–12 млрд кубометров транзита в год.
Также, стало известно, что в феврале транзит голубого топлива в Европу через Украину сократился на 25% по сравнению с январем — до 2,91 миллиарда кубометров. Для Украины это означает дополнительную потерю 10-12 миллиардов кубометров транзита ежегодно, отметил Макогон на своей странице в Facebook.
ПЯТЬ ЛЕТ ГАРАНТИИ
По мнению опрошенных «Прайм» экспертов, частичный отказ «Газпрома» от транзита газа через украинскую газотранспортную систему (ГТС) не ударит по экономике страны в ближайшие несколько лет.
Дело в том, что нынешний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» заключен по европейскому принципу «качай или плати». По условиям этого контракта российский газовый монополист должен прокачать через Украину минимум 225 млрд кубометров газа в 2020–2024 годах, из них 65 млрд кубов в 2020 году и по 40 млрд кубов ежегодно в четыре последующих года.
То есть, до конца 2024 года Украина гарантированно будет получать определённую сумму.
В достаточно неплохой для транзита 2019 год «Нафтогаз» в своей отчётности показал 70,2 млрд гривен доходов от транзита газа. Сейчас эта цифра будет меньше (за 9 месяцев 2020 года она составила 33,4 млрд гривен во многом из-за снижения спроса на газ в Европе), но она всё ещё существенна для Украины. Для сравнения, ВВП Украины за 2020 год составил 4,19 трлн гривен, подсчитал аналитик ГК «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
Читайте так же: Диаметр труб для вентиляции фундамента
Когда труба опустеет. Что будет с украинской ГТС без российского газа
Согласно проекту пятилетнего договора «Нафтогаза» и «Газпрома», стоимость прокачки российского газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины составит 31,72 доллара за тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов, подсчитал руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко.
Тариф рассчитан по ставке 2,66 доллара за тысячу кубометров на 100 километров из расчета протяженности ГТС 1192,48 километра.
«В случае, если Газпрому потребуется транспортировать свыше закрепленных в контракте гарантированных суточных объемов, он подаст заявку Нафтогазу, и тот дополнительно купит квартальные, месячные или суточные мощности, но с повышающими коэффициентами, которые утверждены украинским регулятором НКРЭКУ», — пояснил эксперт.
И вот этих дополнительных поступлений до 2024 года «Нафогаз» может недосчитаться, если Россия будет поставлять объемы сверх контракта в Европу через обходные газопроводы — «Турецкий поток» или «Северный поток». «Однако такое случается в основном в отопительный сезон — когда потребителям требуется больше газа, подземные хранилища газа начинают пустеть», — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.
КОГДА НАЧНУТСЯ ПРОБЛЕМЫ
А вот в начале 2025 года у Украины начнутся серьезные проблемы. «Газпром» не намерен продлевать невыгодный ему контракт с «Нафогазом», да и Украина не стремится предлагать новые конкурентные условия транзита.
«И тогда Украина, скорее всего, останется вообще без транзита – а это порядка 1,5-1,7 миллиарда долларов в год. Экономически это не убьет страну, но население станет жить беднее. Частично недостающие доходы казны переложат именно на людей, которые будут больше платить за отопление, горячую воду, тот же проезд на общественном транспорте» – отметил Юшков.
Пожалуй, самым затратным для Украины окажется обеспечение работы самой ГТС — Киев не сможет поддерживать необходимое давление в своих газопроводах без прокачки российского газа, уверен Мищенко.
Для нормальной работы ГТС необходимо, чтобы через нее проходили как минимум 45 млрд кубометров топлива. Простая арифметика – общее потребление газа в стране в 2019 году составило 29,98 млрд кубометров. Из них 20,74 млрд кубометров Украина добыла сама и 14,2 млрд кубометров импортировала. Получается, что для обеспечения окупаемой эксплуатации ГТС не хватает еще как минимум 10-11 млрд кубометров газа в год.
Решающее сражение за «Северный поток 2» еще впереди
«Чтобы украинские граждане и промышленные предприятия через четыре года не остались без газа, Украине придется придумывать специальную систему, которая будет обеспечивать необходимое давление в магистральном газопроводе, что очень недешево», — отметил эксперт.
БИЗНЕС, И ТОЛЬКО
Конечно, страна может попытаться бороться за эти небольшие недостающие кубометры, однако прежних объемов в 100 и больше миллиардов кубов в год уже не будет.
И дело не в политике – бесспорно, она осложняет взаимодействие двух стран, однако определяющими остаются экономические факторы. Самый важный для «Газпрома» – кому платить.
«Качая газ через Украину, он платит деньги оператору украинской ГТС, то есть, фактически они остаются в чужом кармане. Качая через «Северный» и «Турецкий» потоки, газовая монополия платит своим дочерним компаниям, то есть, по сути, сама себе. К примеру, в «Северном потоке 1» у Газпрома 51%, а в «Турецком потоке» – все 100%», — пояснил Юшков.
В итоге, транспортировать газ в обход Украины получается выгоднее. Ничего личного, только бизнес.
Газопровод через Украину в Европу — схема и маршрут
Добыча газа и его использование были начаты еще в древности. В России же история газовой промышленности начинается в 1811 году благодаря создателю термоламп Петру Соболевскому. Время шло, отрасль развивалась. Было разведано много месторождений, и встал вопрос о транспортировке газа к конечным потребителям. Ведь этот вид топлива использовался не только внутри страны, но и поставлялся на импорт в Европу. Поскольку наиболее выгодной оказалась транспортировка по трубам, был построен газопровод через Украину.
История возникновения газопровода на Украине
Украина также разрабатывала собственные месторождения. Первый газопровод был построен в 1924 году. После этого в 1948 был создан «Дашава – Киев», впоследствии продленный к Москве (в 1951 году). То есть уже не Украина сама себя снабжала «голубым топливом», а Россия поставляла его в страну. После этого и начался экспорт газа в европейские государства. Хотя на Украине есть и собственные месторождения, используется по большей части российское топливо.
Проведение газопровода через Украину в Европу
Первый транзит топлива состоялся в 1967 году. Именно тогда был запущен в СССР газопровод в Европу через Украину «Долина – Ужгород — Западная граница». Союзная республика стала крупнейшим в мире транзитером. Почему же для экспорта газа была выбрана именно Украина? Прежде всего потому, что при СССР строилась Единая газовая система. Второй причиной стало ухудшение экономической ситуации в государстве – гонка вооружений, инвестиции в ВПК и противостояние с Китаем давали о себе знать.
В 70-х годах цена на нефть и газ на мировом рынке испытала резкий скачок. Это были как раз те товары, которые быстро мог предоставить СССР, а финансовые средства могли исправить экономическую ситуацию. И тогда было предложено два варианта транзита: украинский и равномерный. Первый предполагал маршрут газопровода через Украину, второй — через все союзные республики, граничащие с Европой. У каждого варианта были свои сторонники, но группа, поддерживающая первый проект, имела больший вес в правительстве СССР. Это были руководители, которые либо долгое время работали на Украине, либо являлись выходцами из нее – Брежнев, Черненко, Щербицкий, Тихонов, Кириленко. К тому же республика имела немалый вес в экономике СССР. В итоге трасса газопровода через Украину была проложена даже в ущерб принципу минимального расстояния.
Состав газотранспортной системы Украины
После распада СССР бывшая союзная республика стала владельцем крупнейшей газотранспортной системы (ГТС). Основной поток поставок проходит через газопровод в Европу через Украину, что позволяло ей диктовать определенные условия странам- импортерам и России.
Транзит газа через страну-соседа — это не только огромная протяженность магистральных труб. Это еще и множество приборов учета, хранилищ, компрессорных станций. Все они выполняют свою роль в перераспределении и транспортировке газа. Чтобы визуально понять, как проходит газопровод через Украину и какие перевалочные пункты задействованы, лучше всего увидеть его схему. На первый взгляд она несложная, но если рассмотреть подробнее, то можно увидеть и магистрали, и распределительные трубы.
Основные составляющие магистрального газопровода
Газопровод через Украину проходит через множество городов и населенных пунктов. Основные из них содержат такие важные узлы, как компрессорные станции. Схема газопровода через Украину насчитывает 72 таких пункта. В ГТС также включено 13 хранилищ, из которых 12 активно эксплуатируются. Также установлены приборы учета. На границе с Россией находится 12 газоизмерительных станций, а на участке, граничащем со странами Европы, – 11 ГИС.
Читайте так же: Оборудование для производства фитингов для полипропиленовых труб
Все это оборудование и станции находятся в управлении компании «Укргазтранс» и ее филиалов, расположенных в Киеве, Львове, Черкассах, Прикарпатье и Донбассе. Хранилища, в которые закачивают газ на Украине для дальнейшей транспортировки и распределения, расположены на Западе страны, Донбассе, в Киевской и Черниговской областях, а также в Днепропетровской.
Если взглянуть на схему и посмотреть, как проходит газопровод через Украину, можно увидеть, что это не одна труба протяженностью несколько тысяч километров. Это целая сеть разветвлений и соединений с обслуживающими пунктами.
Транспортировка газа в Европу через Украину
Поскольку основной газопровод через Украину для транзита был построен еще при СССР, то после распада страны экономические связи остались. На сегодняшний день транзит газа осуществляется по следующим магистралям:
- Оренбург – Западная граница.
- Уренгой – Помары – Ужгород.
- Ямбург – Западная граница.
- Торжок – Долина.
- Долина — Ужгород.
Все они переплетаются либо идут параллельно на некоторых участках. И если говорить в общем о том, как проходит газопровод через Украину, то получим два основных потока. Первый из них – «Уренгой – Помары – Ужгород», который на территории страны объединяется с «Прогрессом». Второй — «Союз», который начинается от Оренбургского месторождения и был основным экспортным газопроводом при СССР. Собственно говоря, нет ни одной точной схемы, которая бы показала, как идет газопровод через Украину. Основными экспортными являются магистрали «Союз», «Дружба», «Прогресс» и «Уренгой – Помары – Ужгород».
Газопровод «Союз»
Этот российский газопровод через Украину был протянут от Оренбурга к западной границе СССР. Он получил название «Союз». Это было совместное строительство стран-союзников – Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, ГДР и СССР — в 1975-1976 гг. Через него транспортируется газ от Оренбургского месторождения в страны Западной Европы. Его мощность составляет 26 млрд кубометров в год.
Чтобы понять, где через Украину проходит газопровод «Союз», необходимо рассмотреть карту и схему. Основные города — это Оренбург, Уральск, Александров Гай, Кременчуг, Долина и Ужгород. На границе России и Украины оборудована газоизмерительная станция «Писаревка» (территория РФ), после чего учтенный газ перемещается по территории Украины.
Кроме вышеперечисленных городов, магистраль проходит через еще некоторые. Во всех них оборудованы компрессорные станции, обеспечивающие нормальное функционирование системы. Это Новопсков, Боровы, Первомайское, Матвеевка, Александровка, Тальное, Гайсин, Бар, Гусятин, Богородчаны, Хуст. Через газоизмерительные станции «Берегово», «Теково» и «Ужгород» топливо поставляется в Румынию, Венгрию и Словакию. В городе Бар магистраль соединяется с потоками «Уренгой — Помары – Ужгород» и «Прогресс».
Газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород»
На самом деле это не один газопровод, а целый поток магистралей. В него включен еще и газопровод «Прогресс». Строительство было начато от Уренгойского месторождения. Он был построен совместно с банками Германии, Японии, Франции – они выдали кредит на приобретение необходимых комплектующих. Проект был разработан в ОАО «ЮЖНИИГИПРОГАЗ» (Донецк). Трубы для магистралей были закуплены на Харцызском трубном заводе, трубопрокладчики и оборудование — у ведущих мировых производителей из Европы и США. Завершилось строительство в 1983 году.
Этот газопровод через Украину имеет протяженность 1160 километров. Заходит на территорию страны он через контрольно-измерительную станцию «Суджа». Этот маршрут газопровода через Украину проходит 9 компрессорных станций в городах Ромны, Гребинка, Софиевка, Ставище, Ильинцы, Бар, Гусятин, Богородчаны, Воловец. В Европу газ уходит через измерительную станцию «Ужгород».
Мощность магистрали для транспортировки топлива составляет 28 млрд кубометров в год. Это самый мощный газопровод через Украину на сегодняшний день.
Газопровод «Прогресс»
Строительство газотранспортной магистрали закончено в 1988 году. Маршрут газопровода через Украину совпадет с потоком «Уренгой – Помары – Ужгород». Его мощность составляет 26 млрд. кубометров в год. Начинается он на территории России от Ямбургского месторождения. Протяженность — 1160 км по территории Украины. На магистрали 9 компрессорных станций, обеспечивающих транспортировку газа в Европу.
Газопровод «Дружба»
О нем мало что известно. Начинается этот газопровод от Пунги, возле границы с Украиной проходит через Курск и Острогожск. Из России газ уходит по магистрали через газораспределительную станцию «Валуйки», продвигается к Киеву и в дальнейшем разделяется на несколько потоков. Один из них уходит на Западную Украину, второй – к молдавской границе. В дальнейшем были достроены магистрали от Ухты к Пунге, на украинскую территорию транзит стал осуществляться еще и через станцию «Писаревка» и «Сохрановка». А сам газопровод не упоминается ни на сайте компании «Нафтогаз», ни на сайте компании «Газпром». Его участки достроили и переименовали.
Экспортный поток «Сияние Севера»
Основной маршрут газопровода идет по городам Бованенково, Ухта, Торжок, Долина, Ужгород. Магистраль проходит через границу Украины с Белоруссией. Входящая газоизмерительная станция находится на территории Белоруссии – ГИС «Мозырь». Если обратить внимание на ввод в эксплуатацию участка «Торжок — Долина», то это будут 90-е годы, а ветка «Бованенково – Ухта» — 2012 год.
На территории Украины поток «Сияние Севера» разделяется на три участка. Первый из них — «Торжок — Долина». В конечном пункте этого участка газ перераспределяется. Второй – «Долина – Ужгород». Его мощность составляет 17 млрд кубометров в год. В Ужгороде газ снова перераспределяется и попадает на третий участок — «Ужгород – Берегово». В год по этой магистрали проходит 13 млрд кубометров газа.
Остальные экспортные газопроводы
Как уже говорилось выше, газопровод через Украину – это целая разветвленная сеть трубопроводов, соединяющая поставщиков, конечных потребителей, компрессорные измерительные и распределительные пункты. Поэтому следует упомянуть еще остальные газопроводы, через которые происходит транзит в Европу. Это «Комарно-Дроздовичи», «Хуст – Сату-Маре», «Ананьев – Тирасполь – Измаил» и «Шебелинка – Измаил». Их суммарная мощность составляет 34 млрд кубометров в год.
Строительство нового газопровода «Южный поток»
Последние политические события показали, что экспортный газопровод через Украину — не совсем надежная магистраль для транзита топлива европейским странам. К тому же участились поломки и взрывы газопроводов, особенно на стратегически важных линиях «Уренгой – Помары – Ужгород», «Союз», «Прогресс». Поэтому проектируются и строятся трубопроводы в обход, через другие государства.
Одним из таких является «Южный поток». Маршрут газопровода через Украину идти не будет. Он пройдет по дну Черного моря непосредственно из России. Изначально планировалось его вести через экономическую зону Турции. Но в связи с присоединением Крыма к России проект пересмотрен. Его будут тянуть через черноморский шельф полуострова. Этот газопровод позволит России не зависеть от украинских посредников и политико-экономической ситуации в стране и обеспечивать полноценный транзит газа в европейские государства.
Ситуация на сегодняшний день такова, что Украине придется использовать только собственные месторождения и потерять прибыль от транзитных операций. Как только будет запущен новый проект, Россия сможет свести к минимуму поставки газа через страну-соседа, что сделает этот процесс экономически невыгодным. Российская Федерация является страной, которой нельзя ставить ультиматумы.